ЛЮБЛЮ РОССИЮ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ: "МОСКВА, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!"

obzorkino.tv
02.09.2010
Вера Хрусталева

Я думаю, не ошибусь, если скажу: мало кто ожидал, что проект "Москва, я люблю тебя!" станет шедевром. Во-первых, даже самая лучшая задумка, вышедшая в тираж, становится хуже раз от раза. Во-вторых, далеко не все режиссеры, которые действительно могли бы рассказать о Москве, вошли в состав обширной творческой группы, а те, кто вошли – существенной частью вызывают вопросы. В отличие от своего знаменитого прототипа "Париж, я люблю тебя", который поистине собрал режиссеров-легенд, режиссеров, которые не могут облажаться, московский альманах создавался студией BFG Media Production, что, несомненно, внесло коррективы в режиссерский состав. И потом – могу поспорить, режиссеры посмотрели парижские и нью-йоркские признания перед съемками, что лишило последней надежды на индивидуальность и оригинальность печальную сагу о московской любви.

Полтора десятка с виду разных историй предстают перед нами. Студентка МГУ предается любви в общежитии с итальянским красавцем, а тут, откуда ни возьмись, заявляется миграционная служба, и итальянца в оранжевых трусах студентка прячет на карнизе на высоте птичьего полета. Парень уговаривает девушку, которую он бросил год назад, выйти за него замуж в пять утра на набережной. К женщине, десять лет ожидающей возлюбленного на мосту, приходят ангелы в обличие лысого мужика и собаки. Бизнес-леди узнает в таксисте своего давнего возлюбленного, которого считала погибшим. Девушка посреди ГУМа орет дурным голосом "Кому мороженое?!". Работник банка, приезжий из Абакана, приходит в свою московскую коммуналку и, застав жену с любовником, избивает обоих по мягкому месту горячей сковородой. Парня принимают на работу десяток иностранцев и задают ему провокационные вопросы, а пункты в контракте предписывают не жениться и не менять место жительства до истечения срока контракта.

Исходя из этих историй, я могу сделать выводы, что в Москве есть центр, но совсем нет окраин. Видимо, снимать на затворках реальности как-то не кошерно, и режиссеры стремились затолкать свое действие поближе к Кремлю, ну, или хотя бы к Садовому кольцу. В Москве практически нет счастливых семей и успешных работников. От мала до велика все ждут свои старые любови: на мосту, дома, в ГУМе у фонтана. Встречают эту старую любовь в такси и получают кольца через год после жестокого расставания. У кого-то из режиссеров Москва ассоциируется с киллерами и педофилами. Мне кажется, режиссеры переусердствовали с драматизмом, пытаясь втиснуть в пять минут расхожий анекдот или засевший в голову со времен институтской юности этюд. Причем, вероятно, они все время держали в голове, что в финале их отрывочка должен произойти некий перевертыш, как это было в нескольких эпизодах "Парижа" и почти во всех сценах "Нью-Йорка". Когда надо столько всего учесть, когда уж тут думать о Москве. Мне до скрипа в зубах стало неприятно, когда композицию о людских пороках на Болотной площади, к которой я неровно дышу, обыграли в совершенно неуместном ключе, как бы промежду прочим.

На пресс-показе показали, насколько я понимаю, пятнадцать из восемнадцати заявленных новелл. Из них несколько – ближе к финалу – смогли немного порадовать. Во-первых, Кончаловский со своими "коренными москвичами", по крайней мере, затронул действительно московскую тему, а не просто выдал любовный диалог на пять минут. Зарисовка Олега Фомина о приезжей провинциальной девочке, которой каждый норовит заявить "езжай домой", довольно симпатична. Заключительный эпизод "Объект номер один" режиссера Ибрагимбекова – самое большое из достижений этого альманаха. Он забавен, сюрреалистичен, наполнен Москвой и любовью к ней. Но чтобы увидеть это творение, придется пережить полтора часа рвущих сердце историй с нарочитой ноткой "ах, какая неожиданность" в финале каждой. Хотя, если бы этот фильм не назвали "Москва, я люблю тебя!" и не заставили сравнивать с парижским предшественником, возможно, к новеллам можно было бы отнестись попроще.

Вердикт: только не ведитесь на название. Хотя, мне кажется, иллюзий ни у кого и так нет.