ДНЕВНИК "21 КИНОТАВРА". ОТКРЫТИЕ

kino-teatr.ru
07.06.2010

Екатерина Визгалова:

...
Что касается фильма "Москва, я люблю тебя!", то он идеален для открытия фестиваля: много позитива, много героев, пестрота сюжетов, и, да, – отсутствие даже намека на глубину. Не представляю, как такое кино будет восприниматься вне фестиваля. Много интересного выяснилось в ходе последующей утренней пресс-конференции фильма (увлекательную стенограмму которой мы выложим чуть позже). Оказывается, мы зря настраивались на объединяющие коллективные мысли – авторам пятиминуток была предоставлена полная свобода и ограничивали их только временем. Однако, раз уж 18 художников представили свой портрет Москвы, нужно попытаться его прочесть как целостное произведение.

Москва в альманахе – большой город, в котором люди прощаются и теряют друг друга на час или на годы, но в котором всегда есть возможность случайной и даже чудесной встречи. "Расставания, встречи – две разные части, из которых когда-нибудь сложится счастье" – вот главная идея семи из 18-ти сюжетов. Вторая мысль: Москва – город, в котором человек способен помочь другому. Добрые дела есть в пяти новеллах, причем совершают их разные персонажи: обыватели, ангелы, киллер, и даже милиционеры готовы помочь. Некоторые эпизоды грустные ("Валерик", "Письмо бабушке Уйне"), некоторые приводят в недоумение ("Барада", "Королева"), есть смешные ("Москвичи", "Никитские ворота"). Очевидно, что картине не хватает не только "духа Москвы", но и элементарно любви к городу. Но тем не менее, это же АЛЬМАНАХ – жанр неровный. Кого-то зацепит сюжет про обходчицу поездов, которая по ночам в метро рисует картины, а кого-то, наоборот, именно он будет сильнее всего раздражать. Кто-то посмеется попыткам героя Федора Бондарчука застрелиться, а другой скажет, что мы в точности то же самое видели в другом альманахе, "Каждому свое кино".

Очевидные симпатии зала (и мои тоже) вчера были на стороне новеллы Кончаловского "Москвичи" о дружбе народов. Рассказываю начало: к ларьку с цветами подъезжает две иномарки. Из одной выходят несколько мачо кавказской внешности в белых костюмах и черных рубашках. Из другой - в черных костюмах и красных рубашках – банда отца Ивана Охлобыстина. Оба главаря хотят купить цветы для своих мам. Далее завязывается диалог: – Мы первые приехали. – А мы первые подошли. – Но это НАШ город. – Но вы НЕ СПРАВИЛИСЬ!

Что потом – догадайтесь сами. Также мне понравились "Абонент недоступен", "Настоящая жизнь", "Объект номер один".

Подробности о работе над фильмом читайте в репортаже с пресс-конференции.

Макс Милиан:

...
Честно говоря, несмотря на множество минусов и недочетов, "Москва, я люблю тебя!" мне в целом понравился. Как многие его собратья по жанру, альманах вышел неровным. Какие-то сюжеты быстро забылись, какие-то врезались в память. У многих рассказов просто нет четко выраженной идеи, а актеры (как, например, в "Королеве" Суриковой) выступают в качестве образов, а не персонажей.

Но, тем не менее, картина выезжает из трясины благодаря актерам, занятым в короткометражках. Максим Суханов примерил на себя костюм Бруно Ганца. Федор Бондарчук все никак не мог покончить с собой, и сюжет с ним напоминал лучшие образцы Хичкока ("Окно во двор"). Евгений Миронов в странной, на мой взгляд, новелле для Веры Сторожевой сыграл киллера, пожалевшего маленькую девочку и получившего из-за этого пулю в лоб (привет, Леон!). И уж совсем странная влюбленная парочка получилась из Евгении Добровольской и Евгения Стычкина. Артем Михалков и Александр Пашутин разыграли у Ивана Охлобыстина типичную историю отцов и детей.

Были и просто замечательные истории. У Александра Касаткина ("Слушая тишину") вышла комедия про интернациональную влюбленную парочку, но рассказывать сюжет лучше не буду, потому как его все-таки лучше видеть, чем читать о нем. То же самое можно сказать и про замечательные новеллы Егора Кончаловского (про коренных москвичей, выясняющих отношения у цветочного ларька) и Олега Фомина (сцена с фуражками милиционеров, наверное, еще долго будет вспоминаться).

Нашлось место и экспериментам. Например, у Параджанова получился кукольный фильм. А "Объект номер один" – это сплав "Города грехов" и советских агитфильмов 20-х годов. В последнем, кстати, я с удивлением узнал Павла Акимкина из панковского спектакля "Ромео и Джульетта".

И все-таки альманах оставил после себя привкус незавершенности и безыдейности, что, конечно же, удручает. Не хотелось бы, чтобы и конкурсные картины оставляли после себя такой вкус.