ОСТАТКИ СЛАДКИ

mychel.ru
23.12.2005
Тома Сонина

Близится к закрытию кинофестиваль "Новое кино России", и сегодня чуть ли не последний и единственный шанс успеть посмотреть, познакомиться, понять. Ведь напоследок оставляют все самое лучшее, самое вкусное и качественное. Например, работу Константина Худякова "На Верхней Масловке".

"На Верхней Масловке" – это история девяностолетней старухи-скульптора с бритвой вместо языка. Она одинока, а рядом с ней живет молодой человек. Он не москвич, он полон амбиций, он – актер, начинающий режиссер. Все окружающие думают, что он ухаживает за старухой в надежде унаследовать ее мастерскую. Но это не так. Герои по-своему любят друг друга: ругаются, бранятся смертным боем, но даже это – высшее проявление любви. Несчастная нота фильма в том, что герои родились в разное время, словно два самолета, которые летят каждый своим коридором. Она – в небытие, а он – в только начинающуюся жизнь. Герои никогда не смогут быть вместе – в этом весь драматизм. ...

Константин Худяков вообще славится изображением именно таких героев: они уникальны, в чем-то идеальны, но всегда притягательны. Они выглядят очень естественно, натурально, они не пафосы и не надуманы. Кажется, что так и должно быть, но так почему-то не бывает...

Продюсер фильма Владилен Арсеньев в одном из интервью сказал: "В последнее время я, как и многие, увлечен идеей доказательства бытия настоящего искусства, которое ты должен предлагать, если ты трудишься на культурном пространстве. Мне хотелось, чтобы зритель не забыл, что такое кино, что кино – это не только компьютерные технологии и развлечение. Безусловно, у кино есть и развлекательная функция, мало того, она была первой в его истории. Но серьезный кинематограф, выросший из театрального, драматического искусства, в последнее время теряется в нашем кино, да и не только в нашем. И вся съемочная группа картины "На Верхней Масловке" была объята настроением сделать такое кино, чтобы ярко выразить главную тему фильма. Тему сложную".

А после премьерного показа другой работы Константина Худякова "Другая женщина, другой мужчина" на XI кинофестивале "Окно в Европу", который проходил в Выборге, произошел любопытный случай. Сразу после просмотра картины красивая выборжанка, держа в руках анкету конкурса "Выборгский счет", остановилась у выхода и, надрывая бюллетень в том месте, где стоит высшая оценка, произнесла: "Хорошая картина... Но где они, такие мужики?"

Эта фраза как нельзя лучше дает характеристику работе режиссера и актеров. Идея показать то, каким должны быть настоящие люди, незаметно перетекает в идею показать, каким должно быть настоящее искусство. "Разобраться в том, почему человек думает одно, чувствует другое, а делает третье, – это и есть моя главная задача как режиссера, – признался как-то Константин Худяков. – Я думаю, что несогласованность действий этих трех китов, на которых держится человеческая жизнь, и создает напряжение, особое поле драматизма".

Возможно, картина поможет нам, зрителям, разобраться в своей жизни, в своих чувствах и понять истинные причины своих поступков.