"НА ВЕРХНЕЙ МАСЛОВКЕ"

subscribe.ru
29.01.2007

Эта замечательная "современная достоевщина", с удивительным актерским дуэтом Фрейндлих-Миронов, происходит в 80-е, во времена перестройки. Анна Борисовна (Алиса Фрейндлих) – в прошлом знаменитая скульпторша, которая покоряла в свое время российскую и французскую столицы. Теперь ей под 90, но, несмотря на преклонный возраст, она сохраняет ясность и живость ума, меткий юмор и интерес к жизни, а главное – искренность. Сорокалетний Петр (Евгений Миронов) – театровед по образованию, режиссер самодеятельного театра. Когда-то он с успехом начинал, много публиковался, но потом сдал и так и не смог сделать что-то заметное в искусстве. Уже 15 лет, не имея собственного жилья в Москве, он живет у Анны Борисовны в квартире на Верхней Масловке, ухаживает за ней, помогает по хозяйству. Взаимоотношения этих людей противоречивы и загадочны, между ними огромная разница в возрасте и в эмоциональном складе. Порой кажется, что Анна Борисовна и Петр ненавидят друг друга. Но что же тогда удерживает их вместе столько лет?

"На Верхней Масловке" – удачный опыт в области редкой для сегодняшнего российского экрана интеллектуальной драмы, в которой причудливое сплетение взаимоотношений и психологических мотивов создает особую, неповторимую интригу. Столь же редкими для нынешнего времени являются и сами главные герои этой истории – люди из уникальной породы настоящих, рафинированных интеллигентов. Той породы, которую сегодня называют вымирающей. Перед нами – чрезвычайно яркие типажи, необычные характеры, проявления и психологические мотивы которых – своего рода экзотика, настоящий подарок для тех гурманов, которые любят смаковать тонкости человеческой психологии.

Ниточка, связывающая жизни двух совершенно разных, творчески ориентированных людей, не может быть охарактеризована одним словом. Не любовь... Не ненависть... Скорее – стремление прожить жизнь с человеком, который искренен всегда, во всех своих проявлениях. Эта искренность выжигает напалмом место вокруг себя, не давая возможности для проявления ни одной человеческой слабости. Эта искренность – наркотик, яд, делающий жизнь окружающих людей то раем, то адом и не позволяющая оторваться от чудодейственного энергетического источника. Вокруг этих двух людей, обитающих в перманентно замкнутом пространстве особняка, кипят обычные человеческие страсти. Домработница постоянно обворовывает находящуюся практически без движения хозяйку. Родственник и ученик ваятельницы замкнут на самом себе, не замечая, как тускнеют и увядают чувства его молодой жены... Вокруг тесного мирка отмирающих, но еще присутствующих в те недалекие годы рафинированных интеллигентов сгустком энергии живет их прошлое, сценами из которого перемежается настоящее.

"На Верхней Масловке" в лучших традициях российского кино не щадит кинозрителя, показывая красоту ухода as is. В последней четверти фильма очень хочется кричать, плакать, молить режиссера: "Хватит, хватит, пожалуйста, дайте ей уйти, не мучайте больше никого". Худяков вовсе не мизантроп, играющий в Фон Триера. Заставляя зрителя страдать, он словно показывает некий недостижимый идеал человечища, даже сама смерть которого является таким гимном человеческой жизни, что после просмотра понимаешь, насколько она прекрасна. Прекрасна в первую очередь потому, что в ней есть место для любви, для ненависти, для искренности, для счастья, которое зыбко, практически недостижимо и обязательно прервется... Но не теперь... Не теперь...