"НА ВЕРХНЕЙ МАСЛОВКЕ"

Газета "Трибуна"
Нелли Проторская

Журналисты первыми увидели фильм "На Верхней Масловке" Константина Худякова. В основе сюжета – одноименная повесть известной писательницы Дины Рубиной, которая с конца 80-х живет в Израиле.

Если кто не знает, Верхняя Масловка – московская улица в районе стадиона Динамо, где живут художники и скульпторы. Здесь, в одном из таких домов, чей фасад украшают мемориальные доски, и разворачивается история Анны Борисовны и Пети.

Анна Борисовна – хозяйка огромной квартиры-мастерской, в прошлом известный скульптор, моделями для которой послужили едва ли не все поэты и писатели Серебряного века, в молодости покорившая Москву и Париж. Теперь ей за 90, но она сохранила ясность и живость ума, интеллект, меткий юмор и интерес к жизни. Много лет рядом с ней живет то ли в качестве секретаря, то ли приживалы 36-летний Петр, театровед по образованию, режиссер самодеятельного театра. Он помогает скульпторше по хозяйству и ведет с живой легендой бесконечные споры о жизни и об искусстве. Эти споры и составляют главную канву фильма.

Вначале герои обрушивают на зрителя откровенную ненависть, взаимное раздражение, злость. Старуха раздражает Петра своим упрямством, желанием во все сунуть нос. А Петр, в свою очередь, вызывает у Анны Борисовны язвительные насмешки, упреки в неудачливости и нерешительности. Что же удерживает этих двух людей вместе 15 лет под одной крышей? Этот вопрос становится загадкой для красавицы Нины, жены одного из последних учеников старухи скульпторши. Но загадку странных взаимоотношений легко разгадывает зритель: Петр – это последняя любовь скульпторши. А язвительная пикировка – не что иное, как каждодневное объяснение в любви.

Алиса Фрейндлих, играющая роль старухи, создает образ сильной, притягательной натуры. Порой она безжалостна в своих оценках, но за этим скрывается нежность и забота, боль за будущее Петра. Напомним, история происходит в конце 80-х, когда существовал институт прописки. И Анна Борисовна в тайне от Петра предпринимает попытку прописать его. После смерти скульпторши Петр покидает ее огромную квартиру-мастерскую и Москву,где он тщетно пытался стать счастливым и знаменитым.

Петя, каким его играет Евгений Миронов, на взгляд обывателя вообще странен. Психологически он давно растерял свои жизненные силы, утратил способность бороться за себя, за свое место в жизни. Замкнутый, нервозный от собственных неудач, 36-летний Петр более старик, чем 90-летняя Анна Борисовна, возможно, это и объясняет их странную привязанность друг к другу.

Обаятельная, умная Нина, в роли которой снялась Алена Бабенко, известная зрителю по фильму "Водитель для Веры", оказалась не в силах понять мотивы, объединяющие Анну Борисовну и Петра. Они находятся как бы по ту сторону бытовой реальности. Хотя сам быт 80-х на экране достаточно узнаваем. Интригует другое – размышление героев. Монологов в фильме много, порой они кажутся нескончаемыми. Но все спасает блистательная игра звездного дуэта – Алисы Фрейндлих и Евгения Миронова.

Константин Худяков без колебаний пригласил на роль Анны Борисовны Алису Фрейндлих. У него были только сомнения, согласится ли она сыграть героиню старше себя по возрасту на 20 лет. В самом начале работы над фильмом это смущало и актрису. Но, к счастью, и исполнительница, и режиссер отказались от мысли делать подчеркнуто возрастной грим. Актриса психологически проживает состояние своей героини на экране.

На своем юбилее в БДТ, где были показаны фрагменты из фильма "На Верхней Масловке", Алиса Фрейндлих призналась, что после озвучания картины, ей казалось, что она уже никогда не сможет расправить плечи, потому что вынуждена была их прятать, играя 90-летнюю женщину в инвалидном кресле. Роль Анны Борисовны в огромном актерском списке Алисы Фрейндлих подвинула многие.

Такой же сложный психологический характер создает и Евгений Миронов, играя любовь-ненависть, притяжение отталкивания, за которыми прячется глубокое уважение к Анне Борисовне, беспокойство за нее. Собственно, это и составляет интригу их взаимоотношений, непонятную другим. На экране мы видим дуэт неординарных личностей, нуждающихся друг в друге. С уходом Анны Борисовны этот дуэт разрушается. Петр, несмотря на полученную прописку, уезжает в провинцию, увозя с собой память об удивительной женщине, которая до последних дней сохранила в себе огромную энергию и жизнелюбие.