"НА ВЕРХНЕЙ МАСЛОВКЕ"

Газета "Культура"

Алиса Фрейндлих и Евгений Миронов – вот два манка, привлекающие к этой картине особое внимание. Алиса Фрейндлих в те дни, когда работа над фильмом завершилась, как раз отмечала 70-летие. На экране она почти на 20 лет старше, старуха в инвалидной коляске, одетая в какие-то старые одежды. Герои довольно много препираются на экране. Споры их утомительны. Но самое страшное в том, что героине Фрейндлих совершенно не сочувствуешь. Она мается на твоих глазах, а в финале умирает, но ни грана сочувствия не появляется в душе.

После показа картины в пресс-клубе режиссер Константин Худяков обратился к собравшимся с предложением высказать свое мнение об увиденном. Но когда ему критики стали говорить о том, что сопереживания его герои не рождают, страшно обиделся, заявил, что из-за них картины переснимать не станет, что Фрейндлих, посмотрев картину, плакала... В общем, дальше вести диалог было совершенно бессмысленно. Авторам картина очень нравится, они нам ее расхвалили, а выслушивать критическое слово в их намерения совершенно не входило.

В фильме много погрешностей самого разного толка. Взять хоть обстановку в мастерской главной героини, собрание скульптур, некогда созданных ею. Вот уж никак не скажешь, что дама эта принадлежала со всем этим богатством к творческой элите. Или Евгений Князев, играющий художника, ученика Анны Борисовны, – он на заре туманной юности, а нас все время отправляют в прошлое героев, ходит в протертом пальто, каракулевый воротник которого словно изъеден молью. Пусть беден и неустроен, но не до такой же неправдоподобной степени. Набивает рот супом, ради тарелки которого готов жениться. Всякое бывает, но гораздо разнообразнее по проявлениям. Психологические мотивировки героев на экране отсутствуют. Нам показывают всего лишь картинки, фиксирующие результат.

Герои обитают словно в аквариуме, в какой-то придуманной, искусственной среде. Константин Худяков любит странные дома, набитые множеством предметов, какие только и сохранились разве что в Петербурге. Но мы в Москве. Все это старье, облезлые стены и обшарпанные углы, отжившие свой век предметы становятся чем-то самодовлеющим, заслоняющим собой отношения героев. С отношениями тут как раз все и неясно. Оказывается, Анна Борисовна не просто привязана к Петру, но влюблена в него женской любовью, о чем никогда и ни за что не догадаешься, пока не прочитаешь в пресс-релизе. И таких намерений в отношении персонажей много, но все они недореализованные. С женой героя Евгения Князева , которую играет Алена Бабенко, тоже все туманно. Какие чувства они питает к Петру Евгения Миронова, тоже не разобрать. Все герои какие-то замшелые, старомодные, и этими их качествами режиссер прикрывается, как щитом, полагая, что если зритель не принимает его персонажей такими, какие они есть, то он, зритель, просто поверхностно мыслит. Картина рассчитана на думающего человека – так позиционируют свое творение создатели фильма. А раз неинтересно тебе это, значит, ты не дорос до глубин постижения жизни, предложенных в "Верхней Масловке". Очень жаль, ведь дуэт блестящих актеров Фрейндлих и Миронова обещал многое, но самостоятельно актеры разобраться в предложенном материале, по всей видимости, не смогли. Намерения режиссера и продюсера показать публике "необычайные характеры, проявления и психологические мотивы которых – своего рода экзотика, настоящий подарок для тех гурманов, которые любят смаковать тонкости человеческой психологии", так и остались прекрасными намерениями.