НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ

Журнал "Алеф"
Леонид Гомберг

Дуэль героев Евгения Миронова и Алисы Фрейндлих завораживает своей гибельной бескомпромиссностью

Картина режиссера Константина Худякова "На Верхней Масловке" производства "Президент-фильм" по одноименной повести Дины Рубиной на широкий экран еще не вышла и даже не увидела официальной премьеры. Фильм спешно смонтировали, чтобы в начале декабря минувшего года показать в Санкт-Петербурге на торжествах по случаю юбилея актрисы Алисы Фрейндлих. В Москве он демонстрировался публично только один раз – для прессы. Так что большая встреча фильма со зрителями еще впереди.

Повесть Дины Рубиной "На Верхней Масловке" написана на переломе российской истории. После смерти очередного генсека к власти пришел Горбачев; страна переполнена неясным предчувствием какого-то иного будущего – пусть и не обещанного "светлого завтра", но все же отличного от маразма последних лет советской власти. Атмосфера безвременья (или "междувременья") хорошо передана в повести Рубиной, попытка сохранить ее и воссоздать в картине средствами кино – серьезная удача режиссера Худякова. Дело, разумеется, не в политических реалиях; речь идет о буднях тех, кого прежде с легким оттенком презрения именовали "интеллигентской прослойкой", – о среде их обитания, заботах о хлебе насущном, попытках сделать карьеру, разочаровании и крахе иллюзий. И еще – о роскоши духовного общения, взаимопонимании, вдохновении и любви.

Не юный уже и не очень удачливый театровед и режиссер Петр Авдеевич (Евгений Миронов) тщетно пытается встроиться в "благополучную" столичную жизнь. Когда-то судьба привела молодого человека в мастерскую старейшины советского художественного цеха, скульптора Анны Борисовны (Алиса Фрейндлих), да там он и остался на долгие годы. Странные отношения дружбы-вражды этих таких разных людей нередко ведут к шумным ссорам. Однако их взаимная привязанность, трогательная забота друг о друге свидетельствуют о глубоком и искреннем чувстве. Величественная дуэль в исполнении Евгения Миронова и Алисы Фрейндлих завораживает своей гибельной бескомпромиссностью. Исход этого затянувшегося романа предрешен, поскольку замечательная актриса с присущей ей юношеской страстью очень убедительно играет не просто старую, а именно 90-летнюю женщину. Привлеченная этой любовью, как мотылек светом, в мастерской время от времени появляется жена одного из талантливых молодых друзей Анны Борисовны, Нина (Елена Бабенко). Кажется, что ее отношения с Петром Авдеевичем могли бы обрести будущее, и все же их расставание выглядит куда более естественным и закономерным. После ухода старого мастера "молодым" просто неоткуда почерпнуть до времени растраченные жизненные силы. Анна Борисовна явилась из иного, давно забытого мира, который представлен в картине скупыми, но выразительными штрихами отрывочных воспоминаний; долгие годы она оставалась неисчерпаемым кладезем искренности и достоинства. Потеря оказывается невосполнимой. Потрясающее мастерство Алисы Фрейндлих делает образ живым и убедительным.

Съемочная группа скрупулезно воссоздает время действия, место и даже фабулу книги. Насколько это удается – другой вопрос. Сравнивать литературное произведение и поставленный по его сюжету фильм – дело совершенно безнадежное. Речь идет о разных видах искусства, обладающих своими, только им присущими выразительными средствами, фактурой, светом, "поделочным материалом".

Режиссер, однако, подчеркивал на пресс-конференции, что работал над сценарием рука об руку с Диной Рубиной и старался во всем следовать авторскому повествованию. Может быть, поэтому картина покажется кому-то излишне дотошной в деталях, характеры, за исключение двух главных персонажей, – маловразумительными, а монологи, великолепно прописанные в повести с особенным рубинским юмором, – нескончаемыми. Но вот – интересно: вы можете сколько угодно перечислять неудавшиеся частности, а все равно почувствуете освежающее дыхание картины в удушливом воздухе нашего кинематографа, в лучших своих проявлениях сосредоточенного на изуродованном сознании юных "франкенштейнов", прошедших ад всех нынешних войн. Такие люди, как герои Рубиной и Худякова, давно не появлялись на экранах большого российского кино; могло показаться, что они исчезли из нашей жизни навсегда. Фильм "На Верхней Масловке" дарит надежду.