АЛИСА В ЗАЗЕРКАЛЬЕ

Газета "Время и деньги" №61
11.04.2006
Татьяна Мамаева

Вечер пятницы стал отрадным для поклонников Алисы Бруновны Фрейндлих – телевидение показало фильм "На Верхней Масловке", где актриса исполнила главную роль.

А пару недель назад во время трансляции церемонии награждения российской кинопремии "Ника" зал замирал от нетерпения: кому же из актрис достанется заветная статуэтка за исполнение лучшей женской роли? Вместе с Фрейндлих в этой номинации было представлено еще несколько актрис. "Нику" получила Алиса Бруновна, и теперь, после просмотра кинофильма, стало ясно: по-другому и быть не могло! Фрейндлих в фильме "На Верхней Масловке" работает буквально на пределе человеческих и актерских возможностей. Я написала сейчас эти слова про предел возможностей и подумала: один Бог знает, где предел возможностей у этой феноменальной актрисы и чем она еще может поразить нас...

В прошлом сезоне на сцене некогда родного для нее театра имени Ленсовета Алиса Фрейндлих сыграла ... одиннадцатилетнего мальчика. Сейчас она предстала перед нами в роли дамы, которая приближается к девяностолетнему возрасту. Именно дамы, а не старушки.

"На Верхней Масловке" – экранизация Константином Худяковым повести Дины Рубиной. Сюжет для кинематографа, прямо скажем, не самый выигрышный: живут в старом доме в центре Москвы два человека – скульптор Анна Борисовна и ее квартирант, режиссер-неудачник Петя. На дворе перестроечное время, все неуютно, что будет дальше – неясно, нестабильно. Дом их какой-то неустойчивый: кажется, один порыв ветра – и он разлетится на множество кусков. Событий в жизни особых нет, все больше споры-разговоры. Петю играет Евгений Миронов. Фрейндлих плюс Миронов – комментарии, думаю, излишни. Тут уж не о фабуле думаешь, не о динамике заботишься, а наоборот – молишь Бога, чтобы время, отпущенное на фильм, чуточку притормозило, прямо в пору воскликнуть: "Остановись, мгновенье!".

Анна Борисовна, когда выходит из своих снов-воспоминаний, тоже была бы не прочь остановить время, в ее возрасте это понятно. Фрейндлих не боится выглядеть в соответствии с годами героини – у нее уродливо-старческий грим, бесформенная одежда, толстенные очки. В этом есть проявление творческого героизма, на который не каждая актриса отважится.

У Пети и Анны Борисовны отношения особые. С одной стороны, полный симбиоз, за полтора десятка лет бок о бок они стали почти что единым существом. С другой, каждый – яркая индивидуальность, а индивидуальность, как известно, ревностно охраняет границы своего "я". Разница у них, пожалуй, в том, что Анна Борисовна привыкла " обретать в борьбе счастье", Петя же плывет по течению. Так вот и живут они, ненавидя порой друг друга до хрипа и любя – до кома в горле.

И если Анна Борисовна вдруг начинает капризничать, то она делает это, скорее, потому, что пожилому человеку положено быть капризным, и она, сохранившая молодость, несмотря на возраст, считает себя обязанной играть перед Петей проявления старости. Она живет словно в Зазеркалье, проецируя на свою сегодняшнюю жизнь события молодости, и в этом ее простительное бегство от реальности.

Естественно, ни Миронов, ни Фрейндлих не могут сбиться на мелодраму и начать играть банальную историю про то, как "встретились два одиночества". Ни Анна Борисовна, ни ее квартирант не одиноки, внутренний мир каждого из них так заполнен, что одиночеству в нем просто нет места. Перед нами два самодостаточных человека, которые просто волею судьбы оказались рядом и, прожив вместе определенный отрезок времени, приобрели больше, чем потеряли. За несколько секунд до того, как Анна Борисовна уходит из жизни, Петя подтаскивает ее кровать к огромному окну и отодвигает штору. И она уходит туда, в солнечный день, там не страшно и гораздо светлее, чем в комнате, где она жила. Такая вот примиряющая метафора.

А вообще какой-то мудрец сказал: "Не страшно, что мы стареем, страшно, что остаемся при этом молодыми". Наверное, Анна Борисовна с этим бы согласилась.