УХОДЯЩАЯ НАТУРА

"Газета" №207
01.11.2005
Игорь Потапов

В кинотеатрах – экранизация повести Дины Рубиной "На Верхней Масловке"

Дано: в старой артистической мастерской, затерянной где-то в подворотнях той самой Верхней Масловки, обитают двое: величественное ископаемое, реликт прекрасного Серебряного века старая дама по имени Анна Борисовна (Алиса Фрейндлих) и ее верный спутник, молодой, талантливый, но бесперспективный театральный режиссер Петя (Евгений Миронов). Эти двое существуют в странном симбиозе, ежедневно проходя путь от вынужденного сосуществования и взаимной опеки до любви столь интенсивной, что вполне естественно иногда она переходит во вспышки ненависти. Симбиоз осложняется тем, что на дворе – лютый брежневский застой, и двум внутренним эмигрантам, существующим на одну пенсию, приходится несладко.

Текст повести Дины Рубиной, по которой режиссер Константин Худяков поставил свой фильм, скрывает ловушку, в которую нельзя было не угодить, пригласив на главные роли действительно хороших актеров. Если логичным и натуральным кажется то, что умирающая беспомощная старуха силой какого-то непонятного магнетизма, притяжением прожитых лет и пережитых испытаний удерживает рядом с собой полного сил молодца-театрала, таким же логичным оказывается и то, что опытнейшая и многое пережившая Алиса Фрейндлих переигрывает молодого и энергичного Евгения Миронова. Не то чтобы это был вопрос какого-то негласного актерского соревнования, но временами кажется, что и сам Миронов чувствует это неравенство весовых категорий и потому сбивается, теряет дыхание и сдает без боя целые эпизоды.

Впрочем, Миронову и так приходится нелегко: помимо дуэтов с Фрейндлих ему приходится в многочисленных ретроспективах изображать своего героя "за несколько лет до описываемых событий" – еще более молодого и энергичного, а к тому же еще и более наивного, чистого и честного (задача сама по себе идиотская). Ретроспективы – вообще самая слабая часть этого фильма, а уж лирические сцены, в которых юная Анна Борисовна посещает ненатурального вида парижские бистро или любуется полуголыми лейб-гвардии казаками, купающими красных коней, и вовсе обязаны были погибнуть еще в сценарии.

Возможно, все дело в том, что эта повесть Дины Рубиной органически не могла быть переделана "под кино", пусть даже такое камерное, малобюджетное и уважительное. Из этого материала получилась бы великолепная пьеса на двоих, тем более что созданные для фильма декорации – заставленное скульптурами и заготовками пыльное пространство мастерской – так и просятся на театральную сцену. Желание сделать из маленькой повести большое кино не привело ни к чему хорошему. С одной оговоркой, но зато оговорка эта перевешивает все изложенные выше аргументы против: "На Верхней Масловке" необходимо смотреть только ради того, чтобы увидеть игру Алисы Фрейндлих, великой актрисы, спасающей безнадежный фильм.