МАМА БОЛЬШЕ НЕ ЛИМИТА

Газета "Московский комсомолец"
06.04.1999
Наталья Ртищева

Все теперь сравнивают "Маму" с "Сибирским цирюльником". Опять композитор Артемьев, оператор – Лебешев. У Михалкова пятерка юнкеров, у Евстигнеева – пятерка сыновей. Снова Меньшиков – и снова его молодят, даже круче, чем у Михалкова. Кремлевских звезд Денис Евстигнеев , правда, не тушил, но один из сынков – снайпер – по одной красненькой пальнул. Правда, не погасла. Но желание было.

У Евстигнеева – та же тяга к российским чудесам: показать Россию от юга до севера, от Ташкента до Арктики, включая среднюю полосу. Все на экране – не картонное, живое и очень красивое. Сделано с любовью, но, конечно, не без желания удивить иностранцев. Оба фильма, наконец, по-разному, но заявляют: "Мы – русские". На этом аналогии заканчиваются. Куда интереснее сравнивать новую работу Евстигнеева не с лентой Михалкова, а с его первым фильмом "Лимита". Над "Мамой" он работал долго, а "Лимиту" снял молодцевато и бойко и от критиков получил сполна. За салют новым русским, за праздничный клип в честь их пароходов, клубов, за буржуйский пустоцвет... Безусловно, отсутствие режиссера Евстигнеева пять лет компенсировалось его двухминутными роликами на ОРТ – этими маленькими историями про людей. Они научили его не стесняться нежности. В "Маме" у Машкова такие глаза!.. Избалованный, богемный Евстигнеев снял простодушное кино о простых людях. Кому не повезло ни с пароходами, ни со счетом в банке. И даже с мамой им не повезло.

Фильм может не удовлетворять только по двум позициям. В нем абсолютно ничего не происходит. Сюжет стоит на месте и не развивается никак. Ощущение, что режиссер пытается растянуть пятиминутный ролик до масштабов кино. Как ни странно, там нет мамы. Есть Мать. Волчица. Родина-мать. Но для русского человека слово "мама" все-таки более пронзительно. Думаю, что в истории семьи Овечкиных, угнавших самолет, от которой Евстигнеев почему-то так открещивается, было больше трагедии, чем в его фильме. История существует только за счет сыновей. А мужская пятерка действительно отличная. Наконец – потрясающий Меньшиков. Он сыграл то, что не сделал у Михалкова. Он вообще сделал фильм. Машков – просто прелесть: из фильма в фильм – все лучше и лучше. И у Миронова в кино, по-моему, это лучшая роль. И двое других – неизвестные Алексей Кравченко и Михаил Крылов – тоже отличились. И в отличие от "Сибирского цирюльника" Артемьев написал музыку, которая замечательно восполняет то, чего не хватает в фильме.

И все-таки "Мама" – достойный фильм. Ближе к своим 40 годам Евстигнеев сделал не триллер, не экранизацию справочника "Москва и москвичи" – все супермены, у каждого по пистолету... Не стал исследователем несчастных судеб столичных киллеров и проституток. Ему наконец удалось то, что вообще плохо удается русским режиссерам, – финал. Когда все прощается. Потому что прощается. Хочется жить. Пусть даже ненадолго.