КАК БЫ РОДИНА-МАМА И ВСЯ В САЖЕ

Газета "Культура" №13
8-14.04.1999
Светлана Хохрякова

У фильма "Мама" сразу три родителя: три солидные организации вскладчину сотворили дитя. Это компания "НТВ-ПРОФИТ", "Студия Русский проект", телекомпания ОРТ при участии Госкино. Только объединив финансовые усилия, можно было поднять столь крупномасштабный проект.

Что и говорить, семь экспедиций – на остров Диксон, в Ташкент, Ростов-на-Дону, Тверь, на Валдай и куда-то еще – роскошно для российского кинематографа, находящегося на диете. Три миллиона долларов и кран в 22 метра с радиоуправляемой головкой, подобный тому, что задействовали в "Титанике"; американские спецэффекты, печать пленки в Лондоне, намерения показать фильм в Канне... Словом, все по высшему разряду. Достойной оказалась и раскрутка нового проекта. О выходе фильма трубили на каждом углу, а организацию премьеры тщательно продумали.

Когда-то давно трагическая история семьи Овечкиных, пытавшихся угнать самолет, произвела у нас на всех от мала до велика очень сильное впечатление. Об этом писали газеты, подробности произошедшего обсуждались в каждой квартире. Случай и впрямь исключительный, отчаянный. И вот по прошествии лет Денис Евстигнеев решил вернуться к громкой истории, не имея при этом намерения воскрешать ее буквально. Решил от тех событий лишь оттолкнуться. Сам режиссер частенько употребляет, как, впрочем, и миллионы россиян, словечко "как бы". Этот паразит проник не только в нашу речь, но в суть российской жизни. Так и история, рассказанная в "Маме", только "как бы" про Овечкиных. На самом же деле реальные персонажи – не более, чем отправная точка. Далее события в сценарии Арифа Алиева, а он, как известно, был одним из авторов знаменитого кинохита "Кавказский пленник", развиваются вольно. Напомним, что музыкальный семейный ансамбль Овечкиных снискал славу террористов, решившихся угнать самолет в Америку.

И вот по воле создателей "Мамы" прошло 15 лет с того кошмарного дня, когда приключилась вся эта история. Мама – Нонна Мордюкова (актриса отчего-то лукавит, уверяя всех, что не снималась якобы восемнадцать лет, хотя мы помним ее в картине В. Меньшова "Ширли-мырли"), выйдя из тюрьмы, собирает своих сыновей, пытается вновь объединить их в семью. Она так решила. А вот хотят ли того ее несчастные дети, которых она когда-то, так же не спросив, своим волевым решением и, конечно, по необъятности материнских чувств, хотела увезти в лучшую заграничную жизнь? Итог печален: кто убит, кто в тюрьме отмотал срок, кто в психушке. Хуже некуда. У многих возникли ассоциации, к которым, возможно, и не стремились создатели фильма: мама Мордюковой – чем не Родина-мать, нас, своих сыновей и дочерей, не спрашивая, обрекающая на погибель?

Что же стало с сынами экранными? Один из них – шахтер (М. Крылов). Работает на износ, а денег не платит ему Отечество за труд. Вот и приходится убивать зебру, чтобы кинуть хоть что-то в голодный желудок. Другой (А. Кравченко) воюет в горячей точке и палит из снайперского орудия по кремлевским звездам – будь они неладны, сгубили жизнь. Третий (Е. Миронов) – сутенер и наркоман – проживает во Владивостоке. Герой В. Машкова осеменяет, словно племенной бык, несметное число эвенкийских девушек. Кто же, если не он? Или, как теперь модно говорить, он – Машков, и это многое объясняет. Старший брат, прикованный к инвалидному креслу, прикидывается все 15 лет душевнобольным. Он мать не простил за все то, что произошло. В роли Ленчика – Олег Меньшиков, сыгравший как минимум пару сцен превосходно. Собрались-таки все братья в Москве, и...

Ничегошеньки из этого хорошего не вышло. Лупят друг друга, куда-то все время вляпываются, пытаясь вызволить Ленчика из дурдома. Не надо быть им вместе, это ясно. И финальная сцена на сибирской захолустной железнодорожной станции, где когда-то их мать повстречала возвращающегося с фронта отца (по-настоящему трогательные, может быть, лучшие сцены фильма), куда они в итоге приехали начинать новую жизнь, где они, веселясь, перемазались в саже, совсем не убеждает. Ущербные люди, не нужные друг другу. Если бы фильм появился в застойную эпоху, нам было бы легко дать совковое толкование происходящему. А ныне подобные выводы по меньшей мере банальны. Если же авторы стремились рассказать нам абстрактную, внесоциальную историю о добре и зле, то накала чувств, нерва им не хватило. История-то ведь могла быть наипронзительнейшей, могла бы выбивать слезу, да еще какую! А так слишком уж все напоминает "как бы" "Шырли-мырли". Там на борту самолета собрались представители всех рас и народов, и все они, братья Кроликовы-Овечкины, многонациональной державы несчастные сыны. В "Маме" "как бы" все хорошо и профессионально, и артисты все прекрасные, вот только сценарий подкачал, и чего-то главного не свершилось. Катарсиса "как бы" не произошло.