РУССКОЕ И ГОЛЛИВУДСКОЕ

"Независимая газета" №61
06.04.1999
Глеб Ситковский

"Мама" Дениса Евстигнеева вышла в прокат

У них, в Голливуде, часто случается так: если фильм получился удачным и снискал популярность у публики, то – вполне возможно – короткое время спустя на экранах появится пародия на это кино, греющаяся в лучах славы первоисточника.

У нас, в России, – не Голливуд. У нас все наоборот. И будущему историку кино, запутавшемуся в хронологии 90-х годов XX века, может быть, покажется даже, что фильм Дениса Евстигнеева "Мама" послужил поводом для создания Владимиром Меньшовым полнометражной пародии на него под названием "Ширли-мырли". Спешу предостеречь будущие поколения от невольных заблуждений: два этих кинопроизведения никак между собой не связаны. И Валерий Гаркалин, исполняющий в "Ширли-мырли" роли то ли четырех, то ли пяти разнонациональных близнецов, которых разметала судьба в разные стороны, не пытался во время съемок спародировать сразу пятерых – Олега Меньшикова, Владимира Машкова, Евгения Миронова, Алексея Кравченко и Михаила Крылова. А мать близнецов в исполнении Инны Чуриковой, чуть что норовящая опуститься на колени с пьяными слезами и со словами "простите меня, деточки, дуру старую..." – совсем не карикатура на героиню Нонны Мордюковой, испрашивающую в финале "Мамы" прощения у своих детей. И уж совсем невозможным выглядело бы предположение о том, что сами создатели "Мамы" снимали "серьезную пародию" на веселую комедию "Ширли-мырли". Нет; конечно, нет.

"Мама", по словам самого Дениса Евстигнеева, задумывалась как "семейная хроника", прототипы свои берущая в реальной истории ансамбля "Семь Симеонов", члены которого, как все помнят, пытались угнать самолет. Сценарист Ариф Алиев (предыдущая его работа – "Кавказский пленник"), лишь отталкиваясь от того печального случая, сочинил ансамбль "Веселая семейка", состоящий из шести братьев и управляемый сильной и сильно любящей своих детей мамой.

Мама отсидела 15 лет в тюрьме и собирает теперь своих подельников, которых уже упомянутая судьба-злодейка раскидала по нашей необъятной родине: один сын (Михаил Крылов), не получающий зарплату шахтер на Кузбассе, обгладывает с голодухи цирковую зебру, другой (Евгений Миронов) ведет "сладкую жизнь" на Дальнем Востоке, и лучшая зарплата для него – заветный белый порошок, третий (Алексей Кравченко) – снайпер в жарком Таджикистане, четвертый (Владимир Машков) – половой гигант, осеменяющий обитательниц Крайнего Севера. Хуже всех пришлось старшему брату: Ленчик, персонаж Олега Меньшикова, 15 лет просимулировал в психушке строгого режима, и семья должна теперь вызволить его оттуда любым способом.

"Мама" – это прежде всего серьезный успех продюсеров, которых тут трое: Игорь Толстунов от "НТВ-Профит", Константин Эрнст от ОРТ и сам режиссер. Продюсеры собой довольны и говорят, что им удалось собрать "сборную нашего кино". У их гордости есть серьезные основания. Поблагодарить их стоит хотя бы за одно то, что им удалось вернуть в кино не снимавшуюся 18 (!) лет, со времен "Родни", Нонну Мордюкову, талантом своим непохожую ни на какую другую актрису. Не нуждается в комментариях и краткое перечисление имен: Меньшиков – Машков – Миронов. Что же касается актеров, сыгравших двух других братьев, то их представлять следует так: Алексей Кравченко – это тот часовой у Мавзолея из "Русского проекта", которому толпа кричала: "Дима, помаши маме!", а Михаил Крылов – глухонемой юноша из того же "Русского проекта", который жестами разговаривал со своей подругой на рок-концерте.

Вообще фильм "Мама", судя по всему, задумывался как полнометражный "Русский проект", и перекочевали оттуда в картину не только актеры (в коротком ролике трехлетней давности Мордюкова провожала у железнодорожной насыпи поезда с молоденькими мальчиками, отправляющимися на войну, а новый фильм начинается с кадров 1945 года – молодая еще мама на полустаночке встречает цветами эшелон воинов-победителей; Владимир Машков, все споривший с Михалковым насчет того, где самые красивые девушки в России, наконец разглядел из космоса это заветное место на карте – за Северным полярным кругом, в тундре), но и самые главные люди – продюсер Эрнст и режиссер Евстигнеев.

Эрнст сформулировал задачу нового фильма так: "Форма должна быть американская – по уровню. А содержание должно быть русским". Увы, когда создатели фильма пытаются гнаться за Голливудом, дело кончается тем, что в народе принято называть "лажей" – белоснежными сорочками героев после жестокой "мочиловки" и аккуратно посаженными гримером пятнышками крови на их лицах, например. С содержанием же все понятно – оно, как и в роликах "Русского проекта", служит здесь подсобным средством для выражения национальной идеи. Помните короткие слоганы, завершавшие те милые и бесхитростные короткометражки – "Это мой город", "Все у нас получится"?

Если придумывать такую же завершающую фразу для "Мамы", в которой воплотилась бы ее глобальная идея, то лучше всего было бы позаимствовать ее у мамы-козы из старого советского мюзикла про семерых козлят: "Я – ваша мама. Вот мой дом". Мой дом – Россия. Ваша мама – Родина-мать. Режиссер намеренно добивается сходства Нонны Мордюковой с плакатной Родиной-матерью и задачи ставит перед ней, в общем, простые, плакатные. Жаль: Мордюкова умеет больше. Лучшие сцены фильма – те, где она вместе с Меньшиковым. Когда мать и сын просто молчат вдвоем, выдавая в себе действительно больших актеров, владеющих формой не по-голливудски – по-российски.