"МАМА"

volovik.com
Максим Воловик

"Мама" – это второй российский блокбастер этого года, которому суждено было и быть вторым, вслед за "Сибирским цирюльником" Михалкова. Сравнение со старшим братом напрашивается, но, как Гладильщиков в "Итогах", постараюсь не вспоминать михалковский эпос слишком часто.

Первое – это история. Она вроде бы есть, а вроде бы и отсутствует. Режиссер фильма Денис Евстигнеев ее не рассказал, а вымучил, неистово повторяя, что реальный прототип картины, семья Овечкиных – это всего лишь предыстория и не более. Что же получилось? Мама (Нонна Мордюкова) выходит из тюрьмы, отсидев кругленький срок в 15 лет за угон с сыновьями самолета. Почему она это сделала? Самый простой ответ в фильме – не было денег существовать в Москве, так как основанный ею бэнд из сыновей более не приносил нужного дохода. И вот она вызывает своих сыновей, которых разбросало время: один в Таджикистане, другой (Машков) – альфонс на всю деревню чукчей, третий (Миронов) – мелкий сутенер во Владивостоке, четвертый перебивается на Донбассе, и, наконец, пятый, старший брат (Меньшиков), сидит в психушке. Все они собираются в столице и по воле матери собираются освободить старшего, которого не выпускает злой военный из психушки (Максим Суханов). Дальше рассказывать не буду...

Критиковать фильм – дело неблагодарное, так как не хватит терпения перечислять минусы. Евстигнеев – бывший оператор и, мне кажется, туда ему дорога, потому как постановочным процессом он не владеет совершенно. Даже всегда интересная Нонна Мордюкова выглядела в картине как-то слабо и вяло, больше похожая на президента Ельцина. Кстати, сравнения ее героини с Россией приводит тот же Гладильщиков, в поисках хоть какой-то логической мысли этого фильма. Увы, ее нет, так как идея фильма – это не рассказать что-то о ком-то, а пригласить знаменитых актеров, вложить в них 3 миллиона и заработать. Нормальный бизнес, метко подмеченный у западных кумиров Евстигнеева с голливудских холмов.

Интересно, что оператором фильма был Павел Лебешев (он же работал в "Цирюльнике") и в обеих картинах играл Олег Меньшиков, причем, как и у Михалкова, в "Маме" ему пришлось несколько перевоплощаться, меняя свой возраст. Актер – единственный, кто играет своего героя в детстве и 15 лет спустя. Здесь у него, как ни странно, это получается. Браво!

Остается сказать, что наш благодарный народ "съест" и эту конфетку отечественных голливудцев. Смотря фильм, авось кто-то и вспомнит "Родню", "Председателя" или застойный концерт во дворце съездов 15-ти летней давности и, я не исключаю, может всплакнуть. Так что особо ностальгирующих товарищей "Мама" вполне устроит.