И ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я КЛИПОМ ПРОБУЖДАЛ

gazeta.ru
08.04.1999
Сергей Кузнецов

... До вчерашнего дня мне было известны две ошибки, которые делают клипмейкеры, становясь кинорежиссерами. Теперь я узнал еще одну. ...

Третий тип ошибки продемонстрировал – как уже догадался читатель – фильм "Мама" Дениса Евстигнеева. Честно говоря, лично мне это очень обидно. С фильмом "Муму"все было ясно с самого начала: Грымов – гениальный селфпромоутер ("самопродвиженец") и хороший клипмейкер, и съемки им Большого Художественного Фильма вдохновляют не больше, чем выставка картин маслом by Artemy Lebedev, если бы идея такой – не дай Бог – появилась в голове у Темы.Ру (то, что этого не происходит, вероятно, свидетельствует о том, что интернет – более здоровая медия, чем ТВ. Или что Лебедев просто умнее Грымова).

Вернемся к Евстигнееву, рекламный плакат чьего фильма "Мама" подозрительно напоминает мне плакат фильма "Муму" (почти те же буквы чуть косо размещенные на большом листе). Мне нравился фильм "Лимита"– в нем, несмотря на развесистую дигитальную клюкву в том, что касалось хакерства – было некое ощущение безумного времени. Что-то вроде того, что можно было спустя несколько лет найти у Пелевина и чего не получилось у Дыховичного в "Музыке для декабря". Клипы "Русского проекта" мне тоже понравились. Возбуждали добрые чувства – почти как мэйнстримный Голливуд, но тратя на это много меньше времени. В фильме "Мама" был прекрасный подбор артистов – Мордюкова, Миронов, Машков, Меньшиков. Сюжет – о семье музыкантов, угонявших самолет еще при советской власти – позволял сделать все что угодно. Хотелось эпоса, "Однажды в СССР". Мир советского шоу-бизнеса, переплетенный с криминалом и терроризмом. С настоящими страстями и национальным колоритом.

Вместо этого зритель получает набор из пятнадцати (примерно) первоклассных клипов в стиле "Русского проекта", кое-как связанных воедино. Клипы действительно первостатейные. Например: приезжает в Москву мужик из "горячей точки", захватив с собой автомат с глушителем и оптическим прицелом. Залезает в пустой дом в центре. Долго (секунд тридцать) рассматривает в прицел жизнь в доме напротив. Потом поднимает ружьишко повыше – и ловит в перекрестье звезду на Спасской башне. Несколько раз жмет на курок. Видит, как звезда чуть вспыхивает, отражая пули. Удовлетворенно ухмыляется, прячет автомат в сумку, идет дальше.

Хороший клип.

Или еще. Мужик приходит просить кокаину у негров (почему-то у ГЗ МГУ, а не у Патриса Лумумбы, ну да ладно) Денег нет, но может танцевать. Его просят станцевать лезгинку. Он зажигательно танцует (совершенно безумно), в конце сорвав тюльпан зажимает его в зубах наподобие розы. Следующий кадр. Тот же мужик идет по людной улице и нюхает тюльпан с удовлетворенным выражением лица.

Хороший клип.

А вот еще...

Может, хватит? Беда в том, что все клипы никак не собираются воедино. Такое ощущение, что фильм был обречен на стадии сценария (я не говорю уже о вопиющей неправдоподобности медицинской линии). Жалко.

Одно спасение – разрезать "Маму" обратно на клипы и показать по ТВ, чтобы зритель мог спокойно посмотреть его дома. С большим комфортом.