"ЛЮБОВЬ"

Вадим Верник
(из личного архива Евгения Миронова)

В фильме молодого сценариста и режиссера Валерия Тодоровского "Любовь" – упругая, динамичная интрига. Уже удача и гарантия зрительского успеха.

Два студента-кореша заводят флирт с двумя хорошенькими барышнями. Для одного из них, периферийного ловеласа, отношения с девицей из семьи высокопоставленного дипломата так и остаются игрой в любовь, хотя роман благополучно завершается ЗАГСом. Второй, поначалу робкий, субтильный паренек, захвачен чувством всерьез. И в этой истории гораздо меньше эффектных трюков – по звучанию она камерная, тихая, пронзительная. Еврейский вопрос и эмиграция – "хороший" повод для щекотания нервов— ставят на пути героя и девушки, которая готовится к отъезду в Израиль, предательский барьер. Герой, в исполнении одаренного Евгения Миронова, существует на пределе эмоциональных возможностей. С неистовством Док Кихота он бросается "в бой", пытаясь сломить житейский условности и стереотипы в тех, кто его окружает. Но цель оборачивается миражом, количество неразрешимых проблем лишь возрастает, исход предрешен заранее.

Тодоровский снял фильм не столько о времени, сколько о себе. Речь, конечно, не об автобиографичности, прямых аналогиях, а о позиции, взглядах и, что, пожалуй, важнее всего, о настроений нынешних 25-30-летних. "Правда жизни" (уже набившая оскомину на экране!) – не более чем фон, и увидена она глазами человека жесткого, ироничного (в том числе по отношению к себе), но и не чуждого романтических переживаний. Свой кинорассказ Тодоровский ведет без назидания, привычного для перестроечного кино, выросшего на обломках соцреализма. Жестокая беспощадность сцен, когда ком в горле, перетекает – с изящной легкостью – в смешные, фарсовые эпизоды, чтобы внезапно высветить трагическую грань и вновь погрузить нас в состояние вяжущей печали. Груз тоски, апатии и страха, порожденных перевертышами нашего сознания, – лейтмотив картины.

В фильме "Любовь" Валерий Тодоровский поведал о том, что им выстрадано, поведал без лукавства, искренне, с открытым сердцем. Поэтому печаль в его картине не беспросветна.