РОЖДЕСТВЕНСКАЯ КИНОТРИЛОГИЯ "ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"

Бюллетень "ЭСФорум" №2
02.2007
Екатерина Немкова

Вот уже три года подряд под руководством д.э.н. В.В. Радаева на факультете социологии ГУ ВШЭ проходят рождественские семинары, особенность которых состоит в том, что они посвящены социологическому анализу художественных фильмов. В декабре 2006 г. была организована целая кинотрилогия под названием "Герой нашего времени". В роли докладчика выступил В.В. Радаев, профессор кафедры экономической социологии, а в качестве оппонента – С.А. Медведев, профессор кафедры прикладной политологии ГУ ВШЭ. Предлагалось обсудить три фильма: "Курьер", "Лимита" и "Возвращение", каждый из которых, по мнению докладчика, иллюстрирует дух своей эпохи – 1980-х, 1990-х и 2000-х гг. соответственно. ...

1990-е гг.: "Лимита"


Фильм "Лимита", появившийся в прокате в 1993 г., был снят молодым режиссером Д. Евстигнеевым. В центре сюжета находится другой Иван, с говорящей для специалиста по взлому компьютерных программ фамилией – Ворошилов. Иван Ворошилов, тридцатилетний предприниматель, по характеру и образу своему совсем не похож на мающегося от скуки молодого Ивана Мирошникова. Он – талантливый и удачливый человек, который хорошо образован и материально обеспечен. Обладая огромной силой духа и бешеной энергией, Ворошилов решительно добивается поставленных целей и без капли сожаления избавляется от любых возникающих на его пути помех. Тем не менее, и его жизнь не лишена трудностей. Если Иван Мирошников только предчувствовал наступление ценностного кризиса в обществе, то Иван Ворошилов в полной мере ощутил свалившуюся на его современников "свободу", которая для них всех обернулась настоящей трагедией. Период 1990-х гг. – это время, когда понятие свободы тесно граничило с понятием вседозволенности. Люди, утратившие прежние идеалы, были вынуждены осваивать новую модель жизни, где принцип "все продается и все покупается" является основополагающим. Однако даже тем из них, кому удалось использовать себе во благо возможности нового времени, материальные ценности – заводы, стадионы, самолеты и яхты – не принесли чувства обретенного счастья. Вот и наш герой, пережив первую эйфорию от потребительского и предпринимательского бума, осознал собственное одиночество и утрату духовности. Попытка Ворошилова, впрочем, как и многих его современников, найти свои высшие идеалы, приобрести любовь и сохранить дружбу, в конечном счете завершилась крахом. По мнению В.В. Радаева, у Ивана Ворошилова – героя 1990-х – выход из сложившейся ситуации был. И заключался он в следующем: восстановить разрушенные социальные связи в то время можно было одним-единственным способом – соблюдать правила и сохранять нормы общества. Разговор же о том, насколько трудным является этот путь, был отложен докладчиком до следующего семинара. И без этого дискуссия оказалась очень насыщенной и бурной. Однако в том, что образ Ивана Ворошилова выражает дух эпохи 1990-х гг., мнение аудитории оказалось единым. ...

Эпилог.
"Курьер", "Лимита", "Возвращение" – таковы условные обозначения трех непростых десятилетий современной России: 1980-х, 1990-х, 2000-х гг. В каждый из этих периодов был свой герой и своя трагедия. Герой 1980-х интуитивно чувствовал, что грядет эпоха тяжелого ценностного кризиса, но, не понимая, ради чего ему стоит бороться, предпочел пустить все на самотек. Герой 1990-х – победитель гонки за выживание. Он рушит все на своем пути, что может ограничить его "свободу" и загнать в какие-нибудь рамки, и в результате оказывается лицом к лицу с собственным одиночеством. Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, он обращается к социальным связям, но в этот раз хозяин жизни терпит неудачу. Чтобы обрести будущее, герою 1990-х гг. нужно было изменить себя (выработать новую идентичность, несовместимую с силовыми методами). Но время не ждет, и эту нелегкую задачу пришлось решать уже герою 2000-х.