"В КРУГЕ ПЕРВОМ". ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Газета "Время" №5
02.02.2006
Д. Дмитриев

С 29 января 2006 года по телевидению пустили эпопею "В круге первом" по знаменитому произведению А. Солженицына. Уже просмотр первых серий сразу показал, что основная задача при съемке сериала ставилась примитивно просто – как всегда, размазать тонким слоем Сталина по стенке. Задача эта ставилась настолько явно, что все остальные, чисто художественные проблемы явно отошли в фильме на второй план.

Ну, и, как всегда, когда политический заказ доминирует над художественным (как это часто бывало во времена Совдепа), получается явная агитка вместо саги. Вот так и тут. Уже в первой серии сцена с докладом Абакумова Сталину превращается в карикатуру: Сталин бегает вокруг Абакумова, подначивая его больше сажать, больше арестовывать, обещая вернуть смертную казнь. При этом по степени суетливости Сталин как-то очень сильно напоминает лучшего друга свободы – Березовского. А когда Абакумов сообщает вождю, что какой-то гад позвонил в американское посольство и сдал наших разведчиков, охотящихся за атомной бомбой, то бедняга Сталин просто впадает в истерику. Начинает биться в судорогах, стучать кулаком по столу. В общем, все снято почти точно как было в жизни... Правда, старик Станиславский бы робко мог сказать "Не верю...", но, к счастью, его уже нет в живых, а если бы и был, то зацыкали бы и объявили сталинистом.

Кстати, насчет достоверности. Вроде мелкая деталь, но все-таки. Сталин почему-то курит не трубку, а папиросы. К чему бы это?

Но все это не главное. Главное заключается в другом. Стремясь сгустить над обывателем атмосферу тотального ужаса (которая, кстати говоря, получилась довольно жиденькой), авторы как-то сами не заметили, что временами наводят вдумчивого зрителя на выводы прямо противоположные желаемым. Так, в самом начале, рассказывая об истории образования т.н. "шарашек", голос Солженицына говорит о том, что первая "шарашка" была создана в середине 30-ых годов и ее опыт понравился. Потому, говорит Солженицын, что попробуйте в обычном научном учреждении собрать вместе для работы над проблемой хотя бы двух (!) выдающихся ученых. Тут же начинаются склока, борьба за госпремии, фонды, штаты, зарплаты, и один выдающийся ученый неизбежно "сжирает" другого, причем, если цена вопроса заключается в закрытии перспективного научного направления, то его без колебаний закрывают. Лишь бы "вражина-академик" не выехал на перспективной теме. А вот в "шарашках", говорит Солженицын, все наоборот. Тут могут плодотворно вместе трудиться хоть 5, хоть 8 по-настоящему великих ученых, решая за год такую проблему, для решения которой в обычных условиях ушли бы десятилетия и полвагона умерших от инфарктов во взаимной вражде ученых.

А что, подумал я, посмотрев этот эпизод, в этом что-то есть. Да нет, не что-то. Это гениальная идея организации научной работы. И ее, вероятно, стоит снова взять на вооружение.

Я вспоминаю собственный научный опыт. Стоит молодому ученому хоть чуть-чуть подняться над общей серой массой, как тут же на него спускают всех собак, какие есть в наличии, чтобы только не допустить его пробиться на важные стартовые позиции. Как много раз я видел (и еще больше раз слышал) о десятках уничтоженных, втоптанных в землю талантов и, самое главное, безнадежно задвинутых гениальных изобретениях. Мне тогда не приходила в голову мысль, как изящно и просто можно решить эту громадную проблему. Да, может быть, не вполне гуманно по нынешним меркам, но зато как эффективно. Мы сбережем сотни и тысячи гениальных ученых и тысячи и десятки тысяч их гениальных разработок. ...

Также я обратил внимание, что в фильме, помимо воли авторов, всплывает мысль об огромном значении ВЫСОКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за выполнение порученного задания. Казалось бы, простая мысль: успешно выполнил задание – получи высокие награды, большое вознаграждение, почести и славу и, наоборот, провалил дело – уж не обессудь... Наказание будет очень суровое. Строго? Безусловно. Но... СПРАВЕДЛИВО! ТРИЖДЫ СПРАВЕДЛИВО!

Мы же от этой простой мысли как-то совершенно отвыкли. Провалил порученное дело – ну, и фиг с ним. Мало того, что провалил, так еще и разворовал все, что выделили для организации дела – тоже не беда. Нужно будет – еще дадут. Отсюда и результаты. Выйди на улицу, оглянись кругом – вокруг одни результаты такой политики. Украденные провода для сдачи во вторсырье, разворованные деньги на ЖКХ, разрушенная наука и производство, разваливающееся здравоохранение, фальсифицированные продукты и лекарства, уничтоженная обороноспособность. Вот уже есть большие деньги у государства, и оно готово их потратить на развитие, а не может, потому что все разворуют. И никто ни за что не отвечает.

А тут смотришь фильм и сердце радуется. Вызывает Абакумов к себе в кабинет двух генералов и полковника и говорит: "Если к 1-му февраля не поставите мне аппарат для шифрования голоса, то тебя сошлю на пояс холода, тебя отправлю рядовым надзирателем в Бутырки, а тебя – вообще расстреляю! Все прощу – но вранья не прощу!". А попутно вызывает лично к себе ведущих инженеров проекта из той самой "шарашки" и спрашивает: реально сможете сделать прибор к 1-му февраля? Так, для контроля. И будьте уверены – сделают к 1-му февраля. Именно так в 1941-42 гг. за год эвакуировали всю промышленность с запада страны на восток. Через не могу. И благодаря этому победили сильнейшую армию в мире, самую организованную нацию в мире.

А всего-то и потребовалось – одно волшебное слово: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ! Благодаря ему, этому слову, можно горы свернуть, а без него – вообще ничего сделать нельзя, даже с огромными деньгами и толпами народа.

Как нам этого волшебного слова сегодня не хватает! Ох, не хватает!

Кстати, и тема о возвращении смертной казни, поднятая в фильме, сегодня очень актуальная. Прямо так и хочется повторить с сердцем слова Абакумова: "Ох, как нам нужна смертная казнь-то! Ох, как нужна!!!". А уж как НАМ она нужна... Даже больше, чем Абакумову. Раз в сто!

Вот такие, совсем не запланированные мысли приходят на ум, когда смотришь дежурную антисталинскую агитку по талантливому роману великого русского писателя. И это мне – убежденному антикоммунисту, а что можно сказать о людях левых убеждений? И очень жалко Глеба Панфилова, которому пришлось воплощать эту интермедию. А ведь талантливый был режиссер... Так вот и проходит земная слава...