КЛАССИЧЕСКОЕ МЫЛО

"Общая газета"
08.02.2006
Мария Кормилова

Телеканалам понравилось сражаться за зрителя с помощью великих, но упрощенных романов

Сегодня заканчивается показ телесериала "В круге первом" по роману Александра Солженицына, завтра – последний день показа "Золотого теленка" по роману Ильфа и Петрова. Отдельным захватывающим сериалом выглядит война за зрителя между Первым каналом и "Россией". Причем это сражение будет иметь долгое продолжение, поскольку впереди – "Герой нашего времени", "Доктор Живаго", "Анна Каренина", "Братья Карамазовы" и даже "Мертвые души".

Телесериал-экранизация – это жанр-гибрид. На российской почве его выводили, скрещивая просветительскую костюмную ленту с дешевой "мыльной оперой". Все-таки очень режет слух, когда дикторы ведущих каналов меряются рейтингами своих классиков: у Булгакова 29%, у Солженицына 17%, у Ильфа и Петрова 13% в день премьеры. Постепенно стали оформляться законы и штампы жанра: собрать в одной картине всех самых известных актеров, разбавить советских мэтров звездами других популярных сериалов (первые претенденты на главную роль – красавцы Евгений Миронов и Сергей Безруков). Книга-первоисточник должна быть обязательно с общедоступной "фишкой". Булгаков и Ильф с Петровым – с комизмом. Первый роман Солженицына – с кажущейся остросюжетностью триллера.

Особенно грубо получилось с раскруткой сериала по роману Александра Солженицына "В круге первом". Перед премьерой появились рекламные полотна: "Певцов раскрыл агента", "Миронов идет по этапу", "Чурикова ждет мужа из тюрьмы". Приманка сработала. В отличие от всеми читаемых "Мастера и Маргариты" или "Золотого теленка", о книгах Солженицына, к сожалению, можно сказать так же, как один из его собственных героев отзывается о "Фаусте" Гете: "Все говорят, что гениально, но никто не читает".

После рекламной акции стало понятно, что зрелище будет далеко не вялое. Неясно было только, как втиснуть в телесериал многофигурный, с множеством предысторий и деталей, роман Солженицына. В результате все сюжетные линии пучком стянули к первой серии, чтоб накалить остроту действия. А то, что не влезало в прокрустово ложе телесериала, смело отсекли. Главной проблемой экранизации оказался сглаженный, проглоченный подтекст. У Солженицына каждый герой постоянно балансировал на грани между предательством и подвигом, между недоверием к собеседнику и полной откровенностью. На фоне любого диалога в романе шел текст от автора со своим, внутренним действием. В экранизации осталась только внешняя канва сюжета, как в кратком пересказе для школьников: "Он ее полюбил, она его полюбила".

Как любой перевод с одного языка на другой, переложение с языка литературы на язык кино требует адекватных средств. Игра актеров почти всегда не дотягивает до тонкости, чуткости и психологизма солженицынской прозы. Тем более, если актеры набраны из популярных сериалов. Иннокентий Володин (Дмитрий Певцов) готовится предать родину, а в результате либо загубить свою молодую, веселую, легкую жизнь в застенках ГУЛАГа, либо все-таки вырваться за границу и там войти в роль спасителя мира, раздавая интервью журналистам. То-есть, герой колеблется между самыми благородными и самыми карьеристскими поступками, а потому в полном смятении. Но при этом на лице актера – маска безразличия. И эта маска может соперничать только с каменным лицом великой возлюбленной Маргариты (Анна Ковальчук) в другом недавнем сериале. Впрочем, Володину такая бесстрастность простительна: может, это он так конспирируется?

Странно, что один и тот же артист Евгений Миронов должен играть главных героев в русской классике от Достоевского до Солженицына. Тем более, что в романе "В круге первом" есть второстепенный персонаж Валентуля Прянчиков, как будто написанный под вечное амплуа Миронова: по-детски непосредственный, доверчивый и мягкий. Но роли в сериалах раздаются в строгом соответствии со статусом актеров. ...

Побочное, но несомненное свойство сериалов – после них мгновенно раскупают книгу-первоисточник, с портретами актеров на обложке и без них. Вот тут-то и выясняется, какие сериалы снимать выгодно. ... За первую неделю показа новой партии сериалов продано 140 романов "В круге первом". Хуже всего пошел "Золотой теленок": за неделю всего 35 штук.