"В КРУГЕ ПЕРВОМ": ПРОСЧЕТЫ СОЗДАТЕЛЕЙ

dni.ru
30.01.2006
Мария Гореславская

""Россия" – государственный телеканал. И мы прекрасно осознаем, что помимо решения рейтинговых задач, мы обязаны еще и просвещать, образовывать. Александр Солженицын – классик уровня Толстого и Достоевского, известный далеко за пределами России. Именно его романы во многом формировали облик и восприятие нашей страны во всем мире на протяжении нескольких десятилетий. Но в России к классикам издавна двоякое отношение – их чтят, но мало читают. Мы надеемся, что эта экранизация станет для многих россиян открытием Солженицына."
(www.vkrugepervom.ru)

Наконец-то вещи назвали своими именами: "экранизация станет для многих россиян открытием Солженицына". Благая цель, но если вдуматься, это, конечно, очень печально. А как же раньше? Ведь никакой подобной популяризации в помине не было, но ведь читали же, да еще как! За одну ночь чуть ли не под одеялом, в самиздате. Так вот запретный плод-то и сладок, скажете вы, – читали запоем, потому что запрещено было. Отчасти, конечно, это так, и только время может доказать, кто и вправду классик, а кто был интересен и востребован лишь в определенный период, но ведь и разрешенную литературу читали без напоминания (не считая, конечно, школьной программы) и уж тем более без такой навязчивой рекламы. Едва ли кому-то могло прийти в голову воспринять экранизацию "Трех мушкетеров" как способ возбудить интерес к творчеству Александра Дюма.

Выходит, пришли другие времена. Все продается и покупается. И просто так у вас никто ничего не купит – извольте прорекламировать, да так, желательно, чтобы в ушах звенело. Интересно, а Солженицыну сообщили, что он, сам того не ведая, включился в ожесточенную борьбу за рейтинг между двумя телеканалами, точнее – между двумя самыми влиятельными телевизионными боссами?

С другой стороны, не все ли равно, из какого сора? Может, и впрямь кто-нибудь таким образом откроет для себя означенных Толстого, Достоевского и Солженицына. То, что это скорее хорошо, чем плохо, не требует доказательств. И, тем не менее, все это отдает чем-то вроде "краткого содержания "Войны и мира" для учеников таких-то классов". Все разжевано, разбито на серии, в меру осовременено, добавлен драйв (даже в том случае, если ему нет места в данном произведении) – и пособие для поступающих в ВУЗы или желающих приобщиться к классике в более зрелом возрасте готово. Более того, у подрастающего поколения скоро может и вовсе возникнуть стойкая привычка к тому, что на любое классическое произведение есть своя экранизация. А Сталин, например, – это вовсе и не реальный человек, а порождение кинематографа, потому как в последнее время без этого персонажа не обходится решительно ни один сериал.

Кстати, о Сталине. Казалось бы: режиссеры должны учитывать ошибки, допущенные коллегами. Ведь давным-давно, как мне кажется, стало понятно, что известных, тем более, столь харизматичных, персонажей должны играть неизвестные или не очень известные актеры. За редчайшим исключением. Лучшие роли исторических персонажей сыграны, с моей точки зрения, именно малоизвестными актерами. Например, Петр Первый в исполнении Дмитрия Золотухина в фильмах "Юность Петра" и "В начале славных дел"; Михайло Ломоносов в одноименном фильме Александра Прошкина. Примеров достаточно много. Сталин в исполнении Игоря Кваши – один из самых больших недочетов сериала "В круге первом", бросившихся в глаза уже в первых двух сериях. Игорь Кваша – известный и очень любимый актер (причем как театралами, так и любителями кино), невероятно харизматичный, обладающий яркой запоминающейся внешностью. Все эти прекрасные качества категорически не подходят для исполнения роли исторического персонажа, тем более Сталина.

Сцена, когда шеф МГБ Абакумов (в прекрасном, кстати, исполнении актера Романа Мадянова) дрожит и еле держится на ногах от страха, находясь наедине со Сталиным, выглядела крайне неубедительно. Сталин Кваши больше похож на в принципе доброго старика, у которого просто немного пошаливают нервы. Ни маниакальной подозрительности (а ведь это 1949 год – паранойя вождя достигла к этому времени кульминации), ни вселяющей ужас неадекватности – ничего этого и в помине нет. В связи с чем довольно трудно понять, чего там бояться. Даже тогда, когда Сталин-Кваша спрашивает Абакумова: "А ты не боишься, что мы тебя первого и расстреляем?". Не верю. Как и не верю, честно говоря, в то, что Сталин запугивал окружающих именно таким способом.

Это можно отнести к очевидным, с моей точки зрения, недостаткам сериала, снятого Глебом Панфиловым по одному из самых популярных произведений Александра Солженицына. Кстати, говорят, что Солженицын сам выбрал исполнителя главной роли. Это, конечно, очень существенный момент. И Евгений Миронов, как всегда, великолепен. Такое ощущение, что ему подвластно практически все, или он обладает невероятной интуицией, позволяющей ему безошибочно выбирать "свои" роли.

Вообще актерский состав впечатляет. Кто-то выглядит более органично в контексте мрачного сталинского быта (как, например, Андрей Смирнов или тот же Миронов), кто-то кажется осовремененным (как Дмитрий Певцов или Евгений Стычкин). Хотя, возможно, это тоже некий стереотип, который стоит постепенно разрушать – ведь существуют типажи, как бы олицетворяющие время, но ведь это не означает, что общество состоит исключительно из них.

Одним словом, впечатление от фильма неоднозначное. Но оно и не может быть таковым – ведь все только начинается...

P.S. Невозможно не отметить тот факт, что практически в то же время, когда по "России" демонстрируется "В круге первом", Первый канал готовит очередную громкую премьеру – сериал "Золотой теленок" с Олегом Меньшиковым в главной роли. Выходит, что борьба за телезрителя оборачивается для последнего необходимостью делать довольно сложный выбор.