ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ ПО РОМАНУ СОЛЖЕНИЦЫНА НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕЭКРАНЕ

rian.ru
07.02.2006
Анатолий Королев

Государственный телеканал "Россия" начал показ художественного многосерийного фильма по роману Солженицына "В круге первом". Режиссером экранизации стал легендарный кинорежиссер Глеб Панфилов, а автором сценария выступил сам лауреат Нобелевской премии. Кроме того, Солженицын читает закадровый текст в узловых моментах.

Все это говорит о том, что слухи о творческом и физическом бессилии Александра Исаевича были явно преувеличены. Нет, он по-прежнему бодр для своих 87 лет. А из рассказа актера, исполнителя главной роли Евгения Миронова, пресса узнала, что он распил с автором бутылку шампанского, что Солженицын работает не меньше 8 часов в рабочий день. Завидная работоспособность.

Творческий союз Глеба Панфилова с Солженицыным был предсказуем. Панфилов мечтал сделать фильм по роману еще тогда, когда он впервые попал ему в руки – рукопись, ходившая в самиздате. А случилось это больше 30 лет назад.

По сути, Панфилов давно делает собственное кино в солженицынском духе. Он –бытописатель советского образа жизни. Исследователь нравственных потрясений России. В своем дебютном фильме "В огне брода нет" Панфилов рассказал эпизод из гражданской войны. В пику тогдашнему общественному мнению среди интеллигенции, которое сочувствовало белому движению, режиссер показал, что белые были так же безжалостны к народу, как и красные. Вот в чем горькая правда. А исток этой взаимной ненависти поместил в душе главной героини художницы Тани Теткиной. В характере ее экстремизма и нетерпимости он увидел ключ к бедам России в час смены эпох.

Этому пристальному исследованию национального характера режиссер последовал и в своих последующих фильмах: "Прошу слова", "Тема", "Васса", "Романовы: венценосная семья". В этом же русле и последний фильм "В круге первом".

Забегая вперед, подчеркну, что десятисерийный фильм, на который ушел не один миллион долларов, фильм нелицеприятный по отношению к русской истории, фильм, в котором брошено много горьких слов в лицо власти и народа, снят на государственном телеканале, при государственной поддержке! Ту с одной стороны я вижу знак нравственной прочности общества. С другой – стремление подчеркнуть: прежние времена страха и запрета на мысль позади, демократическая Россия готова идти дальше. О таком народном эхе и не мечтал критик высшей власти, американский скандалист Мур, последний фильм которого "Фаренгейт 9/11" фактически можно увидеть только в университетских кампусах.

Так вот, Панфилов и Солженицын вглядываются в нравственную физиономию страны, возможно, в один из самых мрачных периодов: последние годы сталинской диктатуры, муки народа, победившего в войне с фашизмом и ставшего заложником собственной победы.

По сути, перед нами документальный рассказ Солженицына о самом себе под именем Глеба Нержина, о жизни заключенных в секретном научном институте в Марфино под Москвой. Там разрабатывается система звуковой слежки. Строится аппарат, который сможет разложить любой подслушанный голос на составные части и выяснить, кому принадлежат сказанные слова.

Панфилов, следуя детективной интриге, ищет в первую очередь оттиски советского духа на тогдашних людях и пытается понять природу общего согласия с диктатурой вождя. Он убежден, что истоки террора не только в Сталине, а еще и в диктатуре тогдашних народных мечтаний, в культе гимнастики и холодной воды для закаливания, в дружном распевании песен, в преклонении перед духом товарищества, в обожании коллектива, в тяге к военной форме и многом, многом другом.

Мысль авторов сериала и проста, и многозначна: состояние советского общества – результат общих усилий, итог общественного заговора против истины, а не политический выверт, не иго только лишь власть имущих.