ОЛАДЬИ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ

Газета "Культура" №50
25.12.2007-14.01.2008
Светлана Хохрякова

"Сталкер": "Хранить вечно" Глеба Панфилова и другие картины

XIV Международный фестиваль фильмов о правах человека "Сталкер" подвел итоги кинематографического года, показав почти все заметные картины последнего времени, отвечающие избранному фестивалем направлению.

Семь лет назад "Сталкер" открывала новая версия фильма Глеба Панфилова "Романовы. Венценосная семья". Теперь в конкурсе была представлена двухчасовая картина "Хранить вечно" по роману Александра Солженицына "В круге первом". Не так давно на телеэкранах прошел восьмисерийный телефильм Глеба Панфилова по этому роману, а на "Сталкере" мы увидели киноверсию этой ленты. Как было сказано, предназначена она для зарубежного проката, и в тот день, когда состоялся ее показ на фестивале в Москве, где ее представляли Инна Чурикова, Евгений Миронов и Роман Мадянов, в Лондоне Глеб Панфилов с Ольгой Дроздовой и Дмитрием Певцовым участвовали в презентации фильма перед зарубежной публикой. В то время, когда "Именем России", того и гляди, станет Иосиф Сталин по рейтингу телезрителей, проводимому каналом "Россия", Панфилов снял не оставляющий сомнений в том, кто есть кто, фильм о сталинском режиме и людях, совершавших нравственный выбор в тех немыслимых условиях, ставя на карту все – сбственную жизнь и благополучие близких. И если в телеверсии главным героем стал Глеб Нержин, роль которого сыграл Евгений Миронов, то в киноварианте это прежде всего история советского дипломата Иннокентия Володина в исполнении Дмитрия Певцова, который пытается сообщить в американское посольство секретную информацию, а потом будет заживо заколочен в гроб и сожжен. Линия жизни именно этого героя и ее страшный финал производят на зрителя сильнейшее впечатление. Все остальные сюжетные ответвления побочны, они создают фон тому, что произошло с Володиным. Панфилов, как это ни высокопарно звучит, исполнил свой гражданский долг, еще раз доказал, что он большой и масштабный художник. "Хранить вечно" – это надпись на штампе, который проставляли на архивных папках с личными делами такого рода. Ко многим из них доступ открылся только в последние годы. И хотя покровы сняты, художественная убедительность новой картины еще раз заставила вздрогнуть от того исторического груза, что мы имеем. ...