ГЛУБОКО СИМВОЛИЧНО

sps.ru
Эдда Майнор

Был раньше такой оборот у рецензентов: "Глубоко символично, что...". Так вот. Глубоко символично, что нынешний телевизионный сезон начался показом сериала "В круге первом". Писатель-антисоветчик (Александр Солженицын) и классик советского кинематографа (Глеб Панфилов) соединили свои усилия, чтобы... Можно бодро продолжить: чтобы показать зрителю во всей неприглядной красе прошлое своей многострадальной родины... Нет, не то. Чтобы показать нерушимость человеческого духа и способность человека пронести огонь лучших чувств через хладные годы бесчувствия. Не то. Хотя и это там тоже есть.

Есть страдальческий взгляд голубых глаз Нержина (Евгений Миронов), любящее лицо жены Нержина (Галина Тюнина), скрюченное тело дипломата Володина (Дмитрий Певцов), сидящего на грязной скамье тюремной душевой. Нет только слез, подкативших к горлу. Нет отчаяния, царапающего душу. Помните сцену из фильма Панфилова "Начало": героиня Инны Чуриковой стоит на танцплощадке и над ней подшучивает парень. На его вопрос "Вы танцуете?" она радостно кивает, а он острит: "А я пою!". И не найдется того бессердечного чурбана, который не вздрогнет от ее боли. А когда в очень, вроде бы, трогательной сцене сериала та же Инна Чурикова говорит, что она младше своего мужа (роль которого исполняет Игорь Скляр), то единственное чувство – это желание заглянуть в кинословарь. И убедиться – нет, конечно, это он младше, и намного. Но в том ли дело? Это ли важно? Важно ли, с каким акцентом говорил Сталин?

Правда ли, что у работников шарашки была джинсовая форма (ленд-лиз, видимо)? Нет, это все мелочи. Мелки рассуждения об истинных побуждениях начальства Российского канала, заставивших его потратиться на масштабную рекламную кампанию, при этом не попытавшись вернуть эти деньги телерекламой. Ясно одно – прошла эпоха гламуризации людоедской поры (разные "песни о главном"). То ли обилие тинейджеров с надписью "СССР" на груди, то ли почти полное забвение кошмаров совсем недавнего прошлого подвигло руководство РТР на этот благой шаг – экранизировать одно из главных произведений главного борца с коммунистической властью. Отрадно, что... (помните, и такой был оборот?) отрадно, что темное и печальное прошлое нашей страны показано в прайм-тайм по главному каналу и без рекламных вставок. Это с одной стороны. Со стороны телевизионной политики и абстрактного народного блага.

А с другой стороны. Со стороны зрителя и со стороны кино: затянутые диалоги (вечная и в данном случае нерешенная проблема перевода литературного языка на кинематографический). Отсутствие сюжетной динамики, не слишком захватывающая работа оператора. Лица актеров, чересчур примелькавшиеся по их предыдущим работам (вот какая мускулатура у Певцова, прямо как в сериале "Бандитский Петербург", вот какие глаза у Миронова – вылитый князь Мышкин из сериала "Идиот"!).

Может быть, была поставлена художественная задача такая – показать последние годы сталинской эпохи "без гнева и пристрастия"? Будто это не недавнее прошлое родной страны? Будто это было не с нами? Или будто с нами этого не было? Ставит в тупик холодноватая отстраненность режиссера.

Этот фильм состоялся как явление идеологическое. Что явно маловато для художественного произведения. Даже досадно. Но не хочется заканчивать рецензию на этой ноте. Может, написать что-то про первый шаг в переосмыслении, понимании и отображении? Нет. Если все время делать скидки, можно ненароком поселиться на распродаже.