РАЗОМКНУТЬ КРУГ

"Литературная газета" №4
2006
Игорь Митин

Некоторые впечатления после просмотра первых серий телефильма "В круге первом" по роману Александра Солженицына

Могучая рекламная артподготовка, уже традиционно предшествовавшая телепоказу и включавшая в себя как удачные ходы, так и дешевую рекламную пошлость вроде плакатов с Евгением Мироновым в главной роли и надписью "Миронов идет по этапу", слава Богу, закончена, и мы уже можем судить о том, что получилось, не только по словам создателей фильма.

Но прежде – несколько необходимых слов о знаменитом романе. Как объяснял сам Солженицын, написан роман в 1955-1958 годах. В 1964-м – "искажен" самим автором, "чтобы дать ему хоть слабую жизнь, сметь показывать в редакцию... И в таком-то виде он стал известен". "Восстановлен и усовершенствован" в 1968 году.

Эти даты необходимо знать, чтобы отдавать себе отчет в том, что роман задумывался и писался в те времена, когда советский строй и советское государство представлялись абсолютно могучими и незыблемыми. Как признался режиссер фильма Глеб Панфилов, он, прочитав роман впервые, подумал, что экранизировать его будет возможно лет так через триста... То-есть, имея дело со столь несокрушимой и безнадежной махиной, можно было в своей разоблачающей ненависти не соизмерять силу и замах, не думать о последствиях, потому что они должны были наступить через века.

Однако жизнь очередной раз преподнесла сюрприз всем пророкам, и сегодня мы живем совсем в иные времена. И советская тоталитарная машина, созданная и отлаженная Сталиным, уже достаточно давно – только давняя история. И это неизбежно меняет и корректирует сегодняшнее восприятие как самого романа, так и фильма.

Вот только одна цитата из романа:

"Мне потому надоело смотреть и Островского, и Горького, что надоело это разоблачение власти капитала, семейного угнетения, старый женится на молодой. Мне надоела эта борьба с призраками. Уже пятьдесят лет, уже сто лет прошло, а мы все машем руками, все разоблачаем, чего давно нет. А о том, что есть, – пьесы не увидишь".

Крот истории роет непрерывно. И сегодня власть капитала уже не далекое прошлое, а жестокое настоящее, и сам Солженицын говорит о ней с ужасом и болью. И потому как сегодня оценивать поступок Иннокентия Володина, решившего помешать созданию атомной бомбы в Советском Союзе? То-есть, помешать созданию того паритета в мире, который способствовал сохранению мира многие и многие годы. Сегодня-то мы прекрасно знаем, чем оборачивается самоуверенное и самодовольное американское сверхдержавие – бомбардировками Сербии, оккупацией Афганистана, войной в Ираке...

Точно так же сегодня нас не удивишь привычным уже карикатурным показом Сталина и его подручных, подробностями и нравами быта зэков, которые били по мозгам и воображению во времена первого чтения романа. Сегодня, когда у нас что ни фильм, то зона, когда все герои только и делают, что "ботают по фене", это уже не работает...

Так что авторов фильма, и прежде всего режиссера, поджидали серьезные опасности – оказаться в плену уже общеизвестного, уже много раз сказанного. Но Панфилов на то и Панфилов, что знает: никакая идейность, направленность, тенденциозность, никакие подробности времени не спасут без высокой художественности. Только она способна разомкнуть круг проблем того времени и выявить в них то, что нужно и важно людям сегодня.

И только тогда сегодняшний зритель поймет, что перед ним не борьба с призраками, не разоблачение того, чего давно нет, но то, что есть. Первые серии фильма "В круге первом" позволяют надеяться, что так оно и будет.