"ПРЕДЧУВСТВИЕ" НЕ ОБМАНУЛО

cladovca-kate.livejournal.com

Этот фильм будет показан под занавес тринадцатого фестиваля "Окно в Европу". Алексей Учитель и его новая удача – "Космос как предчувствие". На прошлогоднем кинофоруме выборжцев не оставила равнодушными лента "Прогулка", снятая о молодых и для молодых. Надо сказать, что учительская "Прогулка" была практически безоговорочно принята новым поколением. Этому режиссеру удивительно удается передать ощущение счастья и радости от избытка молодых сил.

В увенчанномна ММКФ "Золотым Святым Георгием" "Предчувствии" тоже есть этот избыток. Даже – переизбыток, потому как герои несвободны многократно. Время действия – 1957 год. Место действия – некий северный (если не Северо-Западный) порт, живущий в жестком режиме секретности и подозрительности.

Для людей старшего поколения особо узнаваемыми будут неотболевшие еще убожество, серость, обшарпанность, уродливость и безысходность непрогретого, отсыревшего быта. Большая часть видеоряда обременена тщательно воспроизведенным, повторяющимся, как некий рефрен, образом тумана. Вообще тумана в этой картине много. Иногда зябкая приморская дымка, перемешивающаяся с беломорным смрадом и чадом сковородок (главный герой Евгения Миронова – повар в захолустном ресторане) воспринимается как некий символ. Предрассветный или вечерний, романтизированный или угнетающий, – он все равно недолговечен. Из тумана наплывает громада плавбазы, воплотившей в себе все исступленные мечты Германа (актер Евгений Цыганов) о свободе. Да и сам он – как некий вестник чего-то неуловимо нового – материализовался из тумана и пропал в нем же. Оставив глубоко перепаханной наивную душу Виктора Конькова – Конька.

Учителю удалось отмыть и очистить от наносной исторической шелухи образ целого поколения. Поколения пред-оттепели, поколения бабушек и дедушек героев "Прогулки". У каждой генерации было свое поле приложения сил. У молодых из "Предчувствия" – жажда совершенствоваться, чтобы быть готовым к чему-то грандиозному, небывалому, открывающему такие горизонты, что дух захватывало.

Это была настоящая пандемия, цепная реакция: от человека – к человеку, от города – к городу, от Москвы – до самых до окраин. Мечта о полете в космос. Никто не знал – когда, но все точно знали, что – вот-вот! В условиях аптечно дозированной информации они находили приметы, намеки, образы будущего – во всем. Ведь сколько десятков лет прошло с тех пор, как героиня Любови Орловой задорно пропела в такт своим выстукивающим каблучкам – "если очень захотеть, можно в космос полететь". Они и хотели, жаждали, бредили, грезили. Выросшие в жесточайшей идеологии, выстроенной по религиозным канонам, они и верили в чудо. Вот настанет время – придут и позовут. Надо только быть готовым. А что значит – быть готовым? Это значит – тренировать и закалять тело, душу, дух. Вспомним, это же было время повальных спартакиад, олимпиад, соревнований и соревновательности. Молодое, голодное и охочее до всего поколение должно было как-то тратить избыток сил. И Конек бьется на ринге с нездешним, но крайне притягательным для него пижоном. Не по злобе, а от радости бытия, от желания – научиться, постичь, познать, приблизиться. Это вам не "Рэмбо – первая кровь", это не выживание, это – сама жизнь!

Учитель и своему зрителю дает возможность испытать нечто вроде узнавания, предчувствия, предвосхищения. Явно выдуманная (но как хочется поверить!) киношная деталь, лукаво "подтвержденная" всемирно известной хроникой: вечно развязывающийся шнурок на правом ботинке Юрия Гагарина. А так как наш герой уже попал в этот "космический" поток сознания, то, по законам жанра, он просто не мог не встретиться с первым космонавтом. В фильме Учителя – дважды.

Но... После хороших фильмов всегда остается некое "но". Ну, хотя бы, как ответить на вопрос – "если очень захотеть, то..."?