ПРЕДЧУВСТВИЕ НОВЫХ ГЕРОЕВ

fontanka.ru
07.07.2005
Михаил Гончаров

В Петербурге состоялась премьера нового фильма Алексея Учителя "Космос как предчувствие". Фильм известного петербургского режиссера по сценарию Александра Миндадзе получил главный приз на недавно завершившемся в Москве международном кинофестивале, а теперь выходит в российский прокат. Несмотря на то, что "Космос как предчувствие" действительно оказался очень сильной картиной, уже пошли разговоры о заранее "расписанных результатах" и ангажированности главной премии (впрочем, на каком фестивале такие разговоры не ведутся?). Об этом, о самом фильме, о его съемках и возлагаемых на фильм надеждах мы и поговорили сегодня с самим Алексеем Учителем.

Специально для участия в московском кинофестивале Алексей Учитель снял свою картину с конкурсной программы фестиваля "Кинотавр". Правда, не все московские критики оценили победу петербургского режиссера. "Да, я, конечно, знаю обо всех кулуарных разговорах, – подтвердил Учитель, – на пресс-конференции, на одном из прошлых московских кинофестивалей я позволил себе жесткие высказывания, и с тех пор в мире кино не все любят меня. Уже успел прочитать, что мой фильм профашистский, пропутинский и еще Бог знает какой".

"В другой бы стране радовались, если бы их фильмы два года подряд выигрывали, а у нас..., – удивляется режиссер. – Причем совершенно очевидно, что никакой предопределенности не было. Достаточно взглянуть в протоколы заседания жюри – там видно, что мой фильм выдвинули иностранцы. А Михалков, даже если бы хотел, ничем бы не смог нам помочь. Вон, в прошлом году, как он хвалил "Прогулку". И разве мы что-то получили?".

Впрочем, вернемся к самому фильму. ("Только не спрашивайте меня, о чем мой фильм, а то подумаю, что я плохой режиссер" – просит Учитель). 1957 год. В некий пограничный северный городок приезжает таинственный незнакомец Герман (Евгений Цыганов). Настолько таинственный, что лишь наивному и романтичному местному жителю по прозвищу Конек (Евгений Миронов) может быть непонятна цель его приезда – перебраться через границу и попросить политического убежища. Герман занимается боксом, учит языки, старается много плавать в холодной северной воде, просит добыть ему ласты, слушает на импортном транзисторе вражеские голоса, отмечает на карте границу... кто уж тут не догадается?

Но Конек живет в своем мире – в том, в котором Герман является засекреченным претендентом на полет в космос, и все его действия – лишь специальная программа обучения космических пилотов. В том мире, где ощущается предчувствие чего-то прекрасного, предчувствие ветра перемен. В том мире, в котором есть герои.

Рассказывать сюжет можно вполне спокойно, потому что не событийный ряд главное в этом фильме. Главное – эмоциональный заряд. Фильм, конечно, не о космосе. Фильм именно об этом столкновении правды и мечты. И о том, что если в мечту верить, то она обязательно сбудется. Герман, использовав Конька и его любимую, все-таки уплывает. Какова его судьба, сценарий Миндадзе не дает ответа (а Алексей Учитель старался не отступать от литературного источника). Судьба уехавшего на поиски космоса Виктора Конькова по прозвищу Конек тоже неизвестна. Но один из финальных кадров полностью отвечает на вопрос, чье же предчувствие ближе Учителю и Миндадзе. Когда Конек встречает в поезде лейтенанта Юру, будущего майора Гагарина, становится ясно – нужно жить в этой стране, в которой есть такие люди.

"Сегодняшней России нужны герои, – говорит Алексей Учитель, – но никого сопоставимого с Юрием Гагариным в нашей истории пока больше не было. Таким героем не будет политик. Но такой герой должен появиться."

Фильм "Космос как предчувствие" в той же степени снят о настоящем времени, как и о 1957-м году. Людей-то волнуют те же проблемы. Хотя и 1957-й передан очень убедительно (пусть песенка, которую поет герой, и появилась позже, а представленный в фильме транзистор еще не сделали...). "У нас не было трудностей – достаточно было отъехать от Петербурга на 100 километров. В Волхове или в Сясьстрое с 57-го ничего не изменилось" – объясняет Алексей Учитель удивительную реалистичность съемок.

Единственный минус фильма, как показалось корреспонденту "Фонтанки", – это несколько невнятный финал с кинохроникой. Впрочем, тут у Учителя не было выбора – так написано в сценарии Александра Миндадзе, к которому режиссер отнесся очень трепетно. Ведь в этом случае именно сценарист нашел для своего материала режиссера, а не наоборот.

Фильм спродюсировал сам Алексей Учитель. "Пытаюсь делать все сам, чтобы мне никто не указывал, как снимать. Но становится все труднее – кино стало намного технологичней", – жалуется режиссер. А с этого года он продюсирует не только свои проекты –попробовать себя в роли режиссера решила актриса Дуня Смирнова. Она снимает фильм "Времена года" под руководством Учителя. Еще один режиссерский дебют студии Алексея Учителя – это "Собака Павлова" Екатерины Шагаловой. Но все это дело будущего. Есть предчувствие, что хорошего.