КИНО, КОТОРОЕ НАС ВЫБИРАЕТ

Журнал "Огонек" №27
3-9.07.2006
Юрий Богомолов

В этом сезоне федеральные каналы расщедрились на демонстрацию лучшего из того, что есть в современном кино. Это касается и зарубежной, и еще в большей степени отечественной кинопродукции

...
То, что ТВ проявляет интерес к кино, неудивительно. Так было всегда. Но прежде оно увлекалось голливудскими блокбастерами и старыми советскими лентами. Теперь спешит приобрести и показать новейшее отечественное кино. И не просто спешит, но бьется за право "первой брачной ночи". Конкуренция между каналами в этом сегменте репертуара приобрела неожиданно резкий характер. ... Вопрос культурного престижа стал актуальным. Это отрадно. Другое дело, что на тех же каналах слишком много видеомусора и слишком мало работы для ума.

Распространена, впрочем, и конспирологическая версия объяснения кинобума в нашем эфире. Суть ее в следующем. Государство выставило свободу слова из телестудий в дверь, а она (свобода) стараниями отдельных интеллектуалов вернулась в наши дома через окно художественного кинематографа. И сам художественный кинематограф – такой дедушка (или дядюшка?) Эзоп, изъясняющийся с нами исключительно посредством иносказаний.

Однако серьезная кинобеллетристика явилась на телеэкран не в порядке компенсации за сузившиеся возможности Немцова, Хакамады, Явлинского, Харитонова, Рагозина, Новодворской говорить свою правду. Она явилась сама по себе. Она пришла бы к нам и в том случае, если бы в эфире остались "Свобода слова" и "Основной инстинкт", а к ним еще присоединилось бы, допустим, ток-шоу "Лимонка". Просто у публицистики и беллетристики разный уровень разговора о действительности, разная степень глубины проникновения в нее.

С такими иносказаниями, как "Гарпастум" или "Космос как предчувствие", "9 рота", интересно потолковать "за жизнь", за недалекое прошлое, за далекое будущее. С ними охота поспорить, но не так, как это происходило в студии Первого канала, когда обсуждался "Гарпастум". Телеведущую заинтересовал вопрос, каково артистке Чулпан Хаматовой было сниматься в эротической сцене. Для ответа на такой вопрос есть другие передачи.

С "Космосом" можно побеседовать о том, что такое "совок" и что для него вечность. И что он для вечности. Советский человек – это, как выясняется из фильма Алексея Учителя и Александра Миндадзе, очень породистый человек: результат почти вековой селекции, осуществленной в процессе дружного сотрудничества коммунистической мифологии и компетентных органов.

У Евгения Миронова, исполнителя главной роли, в глазах – сияющее простодушие. Как у князя Мышкина (даром что артист до этого сыграл князя Мышкина.) У него в сердце – ищущая выхода страсть (как у Рогожина?). У него в жилах – воля и самоотречение (как у Павки Корчагина?). Советское подсознание калибра 57-го года – и в самом деле гремучая смесь космизма и недалекости. Для него все тогда было космосом: заграница, личная жизнь, минувшая война, секс, джаз, мечты, радиоприемник "Спидола"...

На фоне такого понимания прошлого что есть митинговые выкрики госпожи Новодворской о рабской природе "совка"? ...