СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО: ПСИХОАНАЛИЗ РОССИЙСКОГО КИНО

subscribe.ru
2005
Сергей Выгонский

Мы несколько отвлечемся от рассмотрения темы массового сознания и обратимся к другой проблеме – психоаналитической культурологии. Однако на этот раз я решил не излагать теоретические основы этого направления. Хочу предложить читателю поразмышлять о глубинном значении некоторых феноменов современной российской массовой культуры. Речь в настоящем выпуске пойдет о некоторых особо типичных образцах, выпущенных нашим кинематографом в последние годы. ... Замечу, что ситуация с отечественным кинопрокатом отражает глубинные реалии нашего массового сознания. Именно поэтому для лучшего понимания этих реалий читателю предложена психоаналитическая интерпретация. ...

Регрессия и диссоциация российского кино


Экранизации книг Б. Акунина "Турецкий гамбит" и "Статский советник", а также фильм "Космос как предчувствие" обращаются к исторической тематике. Причем сюжет последнего протекает в советских 50-х, а две первых погружают нас в атмосферу "золотого века" российской государственности.

Вместе с этими кинолентами массовое сознание совершает возврат к более притягательным для него периодам истории. Фактически, оно совершает воображаемое бегство из психологически травмирующего настоящего в идеализированное героическое прошлое. Такая форма ухода от тягот повседневного бытия называется регрессией. Необходимо заметить, что в последнее время на голубых экранах появилось особенно много сериалов, отсылающих нас к славному советскому прошлому.

Надо думать, что эта особенность нашей массовой видеокультуры высвечивает одну важную психологическую проблему текущего момента, а именно – наша коллективная психика пытается всячески избавиться от нарастающего чувства вины за "разрушенное" прошлое и "недоделанное" настоящее с его многочисленными социальными проблемами.

Помимо этого, фильм "Космос как предчувствие" демонстрирует нам феномен расщепления однородной массовой психики на противоборствующие элементы. В этой роли выступают главные герои фильма – гибнущий диссидент и работяга-парень, который и получает в конце фильма эфемерную награду за свою лояльность времени и его господствующей идеологии в виде встречи с центральным воплощенным символом такой культуры – Первым Космонавтом.

Но стоит ли забывать о том, что политический нонконформизм – неотъемлемая часть нашей политической культуры? ...