ПРЕМЬЕРА: "КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ" АЛЕКСЕЯ УЧИТЕЛЯ

krasland.ru
Антон Марцинкевич

Сам Учитель говорит о нескольких трактовках своего с Миндадзе творения. Я так думаю, что и сам режиссер до конца не понял, про что он снял фильм. Дело с этим "Космосом" в абсолютно ином. Похвально, что раз в несколько лет в России начинают снимать фильмы особо ничего не напоминающие.

Фильм мог и не получать бонусы в виде ММКФ, у него и так бы появились поклонники. Конечно, речь не о "кинотеатральной молодежи", которая засыпает как раз после начальной боксерской сцены. Поклонники у Учителя, определенно, свои и по количеству их немного.

Переходя к деталям и мнениям, сообщу: игра Миронова хоть и вызывает уважение, восторга уже не вызывает. Две сестрицы, на мой вкус, прекрасны, особенно удивительны "эротические" сцены в фильме. Колыхание грудей в чарующей советской мгле – кадры изумительные.

"Космос как предчувствие" – фильм скучный. Странно, но этим он и берет. Пасмурный город, пасмурное настроение, и в этом смысле катание на аттракционе "Центрифуга" воспринимается, как самый яркий для героев момент в их отрезке жизни. Здесь не применимо даже слово "болезненная" атмосфера, Учителю именно что удалось донести до зрителя уникальный вкус советской эпохи.

Я далек от мысли, что данный фильм интеллектуален и малопонятен. Трактовать, на самом деле, здесь особо и нечего. "Космос как предчувствие" – зарисовка эмоциональная, укладывающаяся скорее в жанр мифа или притчи. Если воспринимать фильм таким образом, то совершенно не нужно будет отвечать на вопросы, невольно поставленные перед зрителем. Конек встретил Гагарина, Герман утонул, пытаясь сбежать, СССР в итоге развалился. Собственно говоря, все конечные развилки сюжета меркнут перед сценами в столовой или миниатюрой с подменой Лядовой – Пеговой.

По поводу финальной сцены разговоры, предполагаю, будут идти еще года два. Мне же любопытно предложить вам выдержку из пресс-конференции на ММКФ, приоткрывающую тайну съемок этого момента. На мой взгляд, это еще один ключ к разгадке замысла режиссера, а точнее, к разгадки жанра этого фильма.

"Когда мы отбирали кадры, я увидел, что к Гагарину подбегает молодой человек. Мы решили вставить в этот фрагмент персонажа Евгения Миронова. Самое интересное, что при ближайшем рассмотрении тот человек оказался негром, – засмеялся Учитель." ...