"КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ"

Журнал "Ваш досуг"

Довольно сложно передать кинематографическими средствами "предчувствие". Гораздо проще, сославшись на мудреное название, снять житейскую историю "ни о чем".

"Конек" (таково прозвище главного персонажа картины "Космос как предчувствие") всегда хотел стать кем-то, кто может принести человечеству пользу. Он работал поваром, любил официантку и перемещался по городу на велосипеде, но при этом свято верил в свое светлое и великое будущее. Но судьба коварна и непредсказуема. Скоро в его вялотекущем существовании появился таинственный человек с чуждым и таинственным именем Герман. Он напел пареньку небылиц о возможных полетах в непокоренный и безграничный космос, влюбил в себя его девушку и вероломно исчез. Конек же под влиянием рассказов Германа захотел стать космонавтом, отправился в Москву и по пути в вагоне поезда встретил улыбчивого и застенчивого молодого человека – будущего героя планетарного масштаба и почившего Советского Союза Юрия Гагарина...

Сложно мыслящий Александра Миндадзе, по сценарию которого и был снят фильм "Космос как предчувствие", по обыкновению, интересуется взаимоотношениями человека со временем. Его персонажи почти всегда роняют слезы о былой невинности и невозможности вернуться в потерянный рай. В то же время они мечтают обнаружить неведомый мир, в котором все будет иначе: другие люди, цветы и любовь, сладкие слезы и не сходящая с лица улыбка. Только вот это магическое, притягивающее пространство всегда оказывается лишь миражом...

Алексей Учитель воспроизводит и фиксирует эпоху 50-х с неизменным налетом щемящей ностальгии и особой грусти об ушедшем времени. Изображение зачастую почти исчезает, смывается, и лишь через легкую пелену тумана можно разглядеть людей, дома, море, но никак не истинные человеческие чувства, которые бесследно растворяются в холодной глади зеркала безвозвратно ушедшей эпохи.

Атмосфера передана аккуратно и бережно, но часто кажется, что фильму не хватает обыкновенной честности рассказчика. Герои не живут – они примериваются, приноравливаются, будто играют в жизнь. Веселятся, танцуют, любят, дерутся, пьют... Простые и понятные каждому движения души, не подкрепленные ясной мотивировкой, кажутся яркой и достоверной бессмыслицей. Собственно, из всех этих тонкостей и мелочей и образуется то всеобъемлющее, стоящее комом в горле, равнодушие к герою, его жизни, любви, искренности, мечтам и чаяниям. Он непроизвольно оказывается участником большой лотереи, ему выпадает счастливый билет, но по нелепому, почти трагическому стечению обстоятельств (или по простоте душевной, что в данном случае – одно и то же) герой его теряет. И остается лишь "предчувствие"...

Подробности

В фильме есть сцена, в которой показан корабль, заглатываемый штормовыми волнами. Режиссер картины Алексей Учитель, утверждающийся в своем перфекционизме, был убежден, что снимать нужно исключительно на натуре. Для начала съемочную группу вывезли в Финский залив, для чего был арендован и выведен в море в сильный шторм огромный корабль. Старания 300 человек, мобилизованных для съемок и управления судном, закончились ничем: волны едва не вынесли корабль на берег. Следующая попытка была осуществлена уже в Феодосии, где отчаявшимся кинематографистам пришлось ждать подходящего шторма 12 дорогостоящих дней. Мучительный простой увенчался коротким, но активным бурлением стихии, корабль вновь вышел в открытое море. Один из двух снятых дублей мы, собственно, и можем увидеть в фильме, получившем главный приз Московского кинофестиваля.