ФЕСТИВАЛЬ "СВОИХ"

Газета "Завтра" №27
06.07.2005
Алексей Юсев

Завершился XXVII Московский Международный фестиваль. Лучшим фильмом, получившим золотую статуэтку Георгия, стал отечественный фильм "Космос как предчувствие" режиссера Алексея Учителя. И вроде следует гордиться подъемом отечественного кинематографа: ведь российский фильм второй год подряд признается лучшим в конкурсе, задачей которого ставится объективное отражение мирового кинопроцесса. "Мы растем", – прокомментировал на церемонии награждения президент фестиваля Никита Михалков столь неочевидное и маловероятное решение жюри. Ведь год назад российских фильма в программе было три, а в этом всего один. В мировой фестивальной практике вообще редки случаи победителя из одной страны два раза подряд, тем более из страны-организатора. Может, поэтому председатель жюри Валентин Черных старался побыстрей скинуть цепь, которую он должен был носить всю последнюю неделю. Сам Черных стал всем известен после триумфа в прошлом году фильма "Свои", получившего две главные награды, автором сценария которого он являлся. Сам Алексей Учитель подытожил все словами: "Приз опять получили свои". А кто же эти "свои", и кому они свои? Подозреваю, что круг "свояков" не имеет ничего общего с населением страны.

Как и в прошлом году, продолжилась политика фестиваля, осуждающая советское прошлое. Средства, которые используются при этом, порой не просто лживы, они аморальны. Так, например, уже упомянутый фильм "Свои" представил Великую Отечественную войну, как локальные стычки малодушных персонажей, лишенные героизма. Сердце силится найти хоть какого-нибудь героя, да все напрасно – каждый сам за себя. "Космос как предчувствие" – более изощренный образчик антисоветской лжи. Действие картины происходит в 1957 году, в котором был запущен первый космический спутник. Главный герой фильма Конек работает поваром в северном приграничном портовом городке. Появившийся из ниоткуда Герман утверждает, что засекречен и проводит подготовку к заданию, при этом тренируясь плавать в холодной воде, зубря английский и слушая западные голоса. Позже он уводит у Конька девушку, надеясь с ее помощью устроиться грузчиком на судно, где проходят приемы иностранцев. Герману отказывают, и он гибнет в открытом море, плывя за иностранным судном. Конек, будучи с первого взгляда очарованным "другом", теперь пытается во всем, вплоть до мелочей, походить на него. Встретив в поезде летчика Юрия, внешне похожего на Гагарина, у которого еще и развязывается правый шнурок, Конек дает ему напутствие летать "от Германа". В финале, в котором используются документальные кадры, сперва мы видим Гагарина, идущего к трибуне с развязанным шнурком, а после Конька, подбежавшего к эскорту машин с букетом цветов к космонавту и проговаривающего нечто вроде "Спасибо от Германа". Таким образом, стремление советского человека в космос представлено как желание вырваться из окружающей действительности. Так хотел выбраться из зоны политический заключенный Валерка, научивший Германа всему в жизни и завещавший ему довершить свое дело. Валеркой назовет своего сына Конек. И такая беспринципная чушь от сценариста Александра Миндадзе представляет Россию в международном конкурсе! Опорочены целые наши поколения, в детстве мечтавшие стать космонавтами, их светлые мечты. На месте наследников Гагарина и Германа я подал бы в суд на Алексея Учителя за искажение правды и моральный ущерб. А в качестве компенсации потребовал, чтобы режиссер в данном фильме приписал к своей фамилии приставку "лже". ...