СЛАДКАЯ КОНФЕТА В ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ

"Независимая газета"
28.06.2005
Екатерина Барабаш, Анастасия Машкова

XXVII Московский Международный кинофестиваль закончился грустно

Как и следовало ожидать, Московский кинофестиваль финишировал под победные реляции: одна из самых ярких программ за всю постсоветскую историю фестиваля, а в финале – все то же "сражение", что мы наблюдаем в последние годы: отечественная конкурсная лента против всех остальных. Результат было легко предсказать: победил "Космос как предчувствие" Алексея Учителя по сценарию Александра Миндадзе.

Можно представить, что "свои" члены жюри, то-есть председатель Валентин Черных и актриса Виктория Толстоганова, в итоге определили судьбу Гран-при, хотя, учитывая, что есть еще итальянский композитор Никола Пьованни, общее количество голосов не могло определиться только нашим выбором. В конце концов и международная кинопресса была готова отдать свои симпатии "Космосу...". Увы, но это самый проблемный фильм всего сезона-2005. Его долго снимали, в него вложили около 2 миллионов долларов, его заранее обеспечили прокатом, причем коммерческий результат должен определяться именно фестивальной судьбой данной ленты, понятно, что здесь рекламной кампании как у "фандоринского цикла" ожидать не приходится. Его спешно отозвали из конкурса "Кинотавра", включив в ММКФ. Уже публичный показ в рамках фестиваля сопровождался фантастической ажитацией. Но результат... К этой картине можно предъявить ряд вполне обоснованных фактических претензий, но главная из них – сам замысел: зачем он?

Зачем именно сегодня надо снимать фильм про то, что в нашей стране в 1957 году были восторженные идиоты-конформисты и не менее восторженные идиоты-диссиденты, понять решительно невозможно. Что, собственно, изменилось бы, если бы этот фильм был снят в 1991-м году? Только одно – исполнитель главной роли Евгений Миронов гораздо более подходил сыгранной им роли по возрасту. Что мы узнали нового о космосе, Гагарине, диссидентах и так далее по сравнению с 1991 годом? ...