ЖИЗНЬ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ

Газета "Челябинский рабочий"
13.07.2005
Антонина Винникова

В комплексе "КиноМАКС-Урал" состоялась челябинская премьера картины Алексея Учителя "Космос как предчувствие". Она завоевала главный приз ХХVII Московского международного кинофестиваля.

...1957 год, северный портовый город под Мурманском, окутанный туманом и серыми буднями. В нем спокойно обитают герои фильма: повар по прозвищу Конек (Евгений Миронов), сестры Лара и Римма (Ирина Пегова и Елена Лядова), работающие вместе с ним в маленьком ресторанчике. Советские бытовые реалии, замкнутый, ничем не примечательный мирок.

Впрочем, нет. В этом мире уже есть нечто новое, незаметно проникшее в жизнь каждого человека: предчувствие космоса.

Фильм начинается со знакомства двух героев – Конька и Германа. И тут же появляется история жизни, где-то выдуманная, где-то реальная, о запредельных полетах в космос и о побеге на иностранное судно в поисках политического убежища. Обыденность моментально стирается. Вернее, она отходит на второй план, уступая место новым ощущениям, поискам, мечтам, новым взаимоотношениям.

Наивность одного героя и таинственность, почти мифологичность другого создают странное, но вместе с тем довольно интересное сочетание. Дружба между Германом и Коньком напоминает детскую игру, прятки-догонялки, когда старший, такой сильный и умный, врет младшему товарищу про то, что он засекреченный космонавт, а младший слушает и, загораясь азартом, стремится ни в чем не отставать от друга, подражая ему даже во внешности.

Эта история напоминает репетицию ключевого события той эпохи – полета в космос Юрия Гагарина. Репетицию на чувственном уровне, конечно.

Стоит отметить, что название кинофильма "Космос как предчувствие" целиком оправдано и как нельзя более точно передает впечатление от просмотра картины. Экранный мир "Космоса" будто соткан из ожидания, предчувствия, которые с успехом переданы с помощью деталей, звуков, художественных решений постановки отдельных кадров. Здесь нет ни одной картины звездного неба, столь стереотипного явления в фильмах с космической тематикой. Космос на самом деле сконцентрирован в человеческих эмоциях и переживаниях. Когда Лара и Конек, наконец, увидели спутник, о чем давно мечтали, в кадре только их лица – восхищенные, смотрящие в небо.

Звуковое сопровождение – вообще отдельная тема. Эти громыхающие, напоминающие шум космодрома "саунды", их органичное вплетение заставляет поверить в то, что космос где-то рядом, и почувствовать его дыхание. Одна из наиболее впечатляющих и интересных деталей: катание на карусели вдруг начинает напоминать тренировку при подготовке космонавтов.

Историческая хроника в финале окончательно обозначает переход от вымысла к реальности, как попытки в отдельном человеке увидеть нечто глобальное, космическое по сути.