КАК ОДИН "ИДИОТ" ПОБЕДИЛ ЦЕЛУЮ "БРИГАДУ"

Газета "Трибуна"
23.05.2003
Елена Альченко

Одну из серий "Идиота" смотрела вместе с подругой. Та, с тоской глядя на экран, вдруг сказала: "Ты посмотри – они ведь скандалят, а как красиво: "батюшка, помилосердствуй", – извольте, сударыня"...

Не знаю, ставил себе такую задачу режиссер Владимир Бортко или нет, но сериал будит давно и, казалось бы, навеки заснувшие чувства (простите за пафос!) национального самосознания и гордости. Оказывается, удивленно говорим мы, у нас великая культура, красивый язык и интересный менталитет. Оказывается, интеллектуальные беседы о душе и смысле жизни могут держать в напряжении похлеще, чем обрыдлые детективы и телерейтинговые боксерские поединки...

Критики упрекают Бортко: да ну, скукотища, полное следование за текстом, никаких режиссерских интерпретаций и находок. Зря. В век, когда у режиссеров-новаторов Анна Каренина становится морфинисткой, а Обломов пылает нездоровой любовью к Штольцу, простое следование классике дорогого стоит. К слову, над "Идиотом" уже вдоволь поизмывались. Анджей Вайда в своей версии, сделанной для японского телевидения, пригласил на роль Мышкина и Настасьи Филипповны одного актера из Театра Кабуки. Ему было, видите ли, интересно найти в Мышкине Настасью и наоборот. Ставили "Идиота" и во Франции (в 1946 году с Жераром Филипом), Англии и даже Индии. А уж русская "золотая молодежь", давно и ритмично плящущая на "костях", – Иван Охлобыстин, Федор Бондарчук и Роман Качанов, – и вовсе обозвала свой проект по "Идиоту" "Даун Хауз".

Бортко не удержался от пиарских штучек лишь однажды – пригласив на роль Вари Иволгиной Марию Киселеву. Это был несомненный манок для обывателя: посмотрите, как мучительница "слабых звеньев" будет измываться в фильме над братцем Ганечкой. Манок сработал. К счастью, режиссеру хватило самоиронии не слишком акцентировать на этом внимание. Куда интереснее оказались остальные персонажи!

Евгений Миронов, глядя на которого в кадре просто пугаешься за его рассудок, добивался естественности по-мазохистски: похудел на 10 кг ("У Достоевского Мышкин – молодой худенький человек, я посчитал, что недостаточно миниатюрен"), репетировал безумный взгляд князя, часами бродя по питерским аллеям и пугая прохожих. В итоге добился такой достоверности, что даже самые ехидные критики перестали его сравнивать с яковлевским "идиотом".

Владимир Машков, играя темного, страстного Рогожина, напротив, почему-то часто напоминает Глеба Жеглова в исполнении Высоцкого. Взяв этих двух актеров – учеников Олега Табакова, Бортко, по-моему, зря не обратил внимание на третью воспитанницу Олега Павловича – Марину Зудину. В Табакерке она с таким болезненным огнем в глазах играет Настасью Филипповну, что своим присутствием очень бы украсила сериал. Чего не скажешь о Лидии Вележевой. Злые языки даже поговаривают, что, несмотря на то, что актриса на эту роль разыскивалась по всей России, Вележева попала в картину благодаря усилиям влиятельного мужа-продюсера Алексея Гуськова. Врут, наверное...

Ольгу Будину, воплотившую роль Аглаи, тоже часто подозревают в наличии "мохнатой руки" – молодая актриса снимается исключительно в звездных проектах ("Граница", "Романовы: Венценосная Семья", "Дневник его жены"). Однако сама актриса свое участие в сериале комментирует так: "Когда я узнала, что будет ставиться "Идиот", подумала: они много потеряют, если мне не позвонят. Причем играть хотела не Настасью Филипповну, а именно Аглаю. Настасья – роль, требующая большого внутреннего отчаяния, героиня мечтает о смерти, а я жизнь люблю"...

Будинская Аглая порой чересчур "любит жизнь": ее истерики и переменчивость настроений никак не вяжутся с образом сильной, страстной и целеустремленной девушки из ХIХ века. И в разговорах на "повышенных тонах" Аглая частенько выглядит базарной торговкой. А ведь все просто: если от Машкова, Вележевой и Будиной слишком уж отдает "нашим временем", то Миронов просто поселился в ХIХ веке, растворился, сросся с Мышкиным. Да просто стал им.

Впрочем, все эти оценки субъективны, на уровне "ощущений". Важно то, что теперь, сидя в кафе, ты краем уха ловишь обрывок разговора подружек на животрепещущую тему: "Как ты думаешь, Аглая выйдет за Ганю?"... Важно, что государство не пожадничало: деньги в сериале видны в каждом кадре, на одну только озвучку "Фонд Санкт-Петербург" (попечитель губернатор Яковлев) выделил 1 млн. 580 тысяч рублей. Важно, что рейтинг "Идиота" перебивает программу "Время" и идущие в эти минуты на других каналах криминальные сериалы. Важно, наконец, то, что интерес россиян к "Идиоту" оказался выше интереса к "Бригаде", собравшей в прошлом телесезоне немыслимые рейтинги. Значит, что-то меняется? Значит, что-то можно изменить?