РУССКИЙ СВЕТ "ИДИОТА"

e-mironov.narod.ru
2003
Александр Дугин для "Комсомольской правды"

Премьера "Идиота" действительно стала триумфальной. По рейтингам она обошла даже знаменитую "Бригаду", показанную осенью на том же канале "Россия". Уже заговорили о закате ментовско-бандитских сериалов. Их заменит экранизация классики. Теперь, после премьеры, когда первые страсти и восторги улеглись, можно спокойно поразмышлять об этом феномене. Сегодня мы публикуем мнение известного политолога, философа Александра Дугина.

"Покажите мне связующую настоящее человечество мысль хоть в половину такой силы как в тех столетиях. И осмельтесь сказать, наконец, что не ослабели, не помутились источники жизни под этою "звездой", под этою сетью, опутавшею людей. И не пугайте меня вашим благосостоянием, вашими богатствами, редкостью голода и быстротой путей сообщений! Богатства больше, но силы меньше; связующей мысли не стало; все размягчилось, все упрело, и все упрели! Все, все, все мы упрели!.."
Л. Лебедев в романе "Идиот"

Главная причина успеха "Идиота" – сам Ф.М. Достоевский Показ по РТР сериала "Идиот" можно назвать состоявшимся триумфом. Это фиксируется и в рейтингах, которые зашкалило, и в ажиотаже публики, и в том единодушном чувстве, с которым экранизация Достоевского была воспринята страной. Подумаем о причинах успехах.

1) Активная пиаркомпания сериала. Безусловно, это существенный фактор, подогревший ажиотаж. Но организация столь масштабной рекламной компании была для руководства канала весьма рискованной. Если бы ожидания не оправдались бы, это могло дать обратный эффект.

2) Режиссерское мастерство Бортко. На мой взгляд, речь идет об умелом профессионале, корректном в отношении литературного первоисточника, деликатном в отношении произведений, к экранизации которых он обращается. Бортко не экспериментатор, а скорее традиционалист, хотя и вполне современный, с точки зрения технологических и драматургических ходов. Но и это явно не главное в успехе фильма.

3) Талантливая игра актеров, точный подбор характеров. И это в фильме имеется, хотя кроме Миронова и Машкова, чего-то особенно яркого мы не увидели. Баланс плюсов и минусов может обсуждаться долго и бурно. Но безусловно одно: все старались, и кое у кого это получилось на славу. Однако и этот фактор не достаточен для того, чтобы быть выделенным в качестве основной составляющей успеха.

Все вместе это, безусловно, уже серьезно. Но есть и еще один момент. Сам Достоевский. Его творчество, его идея, его послание. На мой взгляд, именно он и был главной причиной триумфа сериала. Режиссер и актеры, деликатно и внимательно обратившись к Достоевскому, коснулись особой струны, которая не замедлила откликнуться в русском народе.

Русский народ, заново открывший Достоевского, и стал главной сенсацией телесериала. Режиссер, сценаристы, актеры, продюсеры, руководство канала не то чтобы искусственно "раскрутили" "Идиота", они позволили Достоевскому высказаться, не мешали ему в этом, по меньшей мере. Именно это "обнаружение Достоевского" и стало настоящей сенсацией. "Идиот" был поставлен деликатно. Не было ни ерниченья, ни модернизма, ни скучной классики. Мы увидели живую мысль русского гения, будто в первый раз прочитали его послание, познакомились с его системой координат, выраженной в персонажах и образах. И это телевизионное переложение обнаружило Достоевского как автора, удивительно, интимно близкого каждому русскому человеку. Послание Достоевского было передано по назначению, и форма, в которой это сделало РТР, оказалась предельно актуальной и точно выбранной по времени.

Экранизация "Идиота" – это историческая веха. Событие даже не столько культурное и художественное, сколько идеологическое. Достоевский относится к числу писателей-идеологов. Его тексты – это мировоззренческие программы. Они не нейтральны. Они мобилизуют, расставляют нравственные акценты, заставляют думать, принимать решения, вставать в бескомпромиссную позицию. Обращение Достоевскому к современному русскому народу как нельзя своевременно. Что же, собственно, нам было сказано в деликатной и притягательной экранизации "Идиота"?

МЫШКИН КАК АРХЕТИП МУЖЧИНЫ

В Мышкине русские телезрители с недоумением обнаружили то, что, казалось бы, навсегда покинуло нашу культуру, тем более в ее массовом экранном выражении. Князь Мышкин – это, простите за выражение, идеал. Русский православный национальный образ человека, каким он, по сути, и должен быть. Это высшее воплощение добра и света. В Мышкине запечатлено мужское начало, как его понимает не животно-биологическая, натуралистическая, но нравственно-духовная культура. Не случайно именно он становится объектом любви главных героинь романа. Неказистый, смешной, наивный, во многом нелепый человечек притягивает к себе сердца крепких и страстных барышень не из жалости, а из восхищения его внутренней духовной силой, мощью света, который исходит из по-настоящему чистого и непорочного существа. Это высшая притягательность духа, которая реорганизует национальное эротическое пространство в совершенно особом ключе.

Князь Мышкин – это национальный архетип, каким он живет в душе каждого русского человека, втайне (даже от самого себя) признающего лишь свет, справедливость и истину, а не силу, комфорт и успех. Такого персонажа массовый зритель не видел давно. Но тяга к нему, видимо, упорно копилась в душах людей. И даже в "Сане Белом" из "Бригады" люди пытались отыскать ту душевность, естественность и простоту, которой так не хватает нам сегодня. Но все же обаятельный простоватый бандит на основе средней руки сценария на роль национального архетипа не подходил. Как не дотягивал до него "очарованный киллер" Данила Багров. С Мышкиным все встало на свои места. Это фундаментально. Архетип-Мышкин – константа нашей культуры, ось нашего национального самосознания. И он нам возвращен.

РУССКАЯ ИДЕЯ

Федор Михайлович Достоевский был яростным русским патриотом. Если хотите, русским националистом. Он до безумия любил свой народ, верил в него, трепетно относился ко всем его проявлениям, был убежден в его богоизбранности, тяжело сострадал его падениям и невзгодам, люто ненавидел экспансию западно-европейской культуры на Русь. Достоевский, безусловно, принадлежал к лагерю славянофилов и жестко противостоял западникам. Его романы – манифесты русской национальной идеи, раскрытой сложно и многомерно, подчас парадоксально. Нет более русского писателя, чем Достоевский, и русский народ является главным героем его произведений, он пишет только о нем и для него.

И если сегодня экранизация романа Достоевского встречается людьми на "ура", можно сделать вывод, что и здесь мы достигли поворотного пункта: упоение Западом исчерпано, мы снова возвращаемся к себе, домой, к нашей культуре, нашим героям, нашим верованиям, к нашей земле. Триумфальный показ "Идиота" на РТР – это точка конца современного русского западничества. Это – веха поворота. Достоевский – символ русской консервативной революции. В каком-то смысле он писатель глубоко "партийный". Он плоть от плоти "Русской Партии".

РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Русская национальная идея невозможна без обращения к вере отцов – к пресвятому Православию. И в этом отношении Достоевский вкладывает в уста князя Мышкина свою собственную программу. Любопытно, что актер Миронов признался в одном из интервью, что не понял смысла этого монолога. Может, и не понял, но прочитал его хорошо. Мы зато поняли. И что-то глубинное дрогнуло в нас.

"— Павлищев был светлый ум и христианин, истинный христианин, – произнес вдруг князь, – как же мог он подчиниться вере... нехристианской?.. Католичество – все равно что вера нехристианская! – прибавил он вдруг, засверкав глазами и смотря пред собой, как-то вообще обводя глазами всех вместе. <...> Нехристианская вера, во-первых! – в чрезвычайном волнении и не в меру резко заговорил опять князь: – это во-первых, а во-вторых, католичество римское даже хуже самого атеизма, таково мое мнение. Да! таково мое мнение! Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует, клянусь вам, уверяю вас!"

Под Павлищевым здесь выведен В.С. Печерин, русский философ, крайний русофоб, из ненависти к России принявший католицизм и ставший иезуитом. Печерен писал в одном из своих стихов: "как сладостно отчизну ненавидеть". Фактически это провозвестник в XIX веке таких современных нам персонажей, как Чубайс, Гайдар или Кох. Но важно другое: Достоевский неожиданно (для актера Миронова, по крайней мере) вкладывает в уста тишайшего, смиреннейшего князя Мышкина гневную жесткую тираду. Мышкин готов стерпеть любую личную обиду, любое унижение, пощечину, оскорбление, насмешку. Но когда дело касается основ веры, он бескомпромиссен и непреклонен. Это узнаваемые черты русских святых. Смиряясь лично, они выпрямлялись в полный рост, когда речь заходила о пресвятом Православии и брани с антихристом. И здесь открывалась их другая сторона.

Далее в этом же монологе Мышкина Достоевский высказывает всю свою жизненную программу:

"Кто почвы под собой не имеет, тот и Бога не имеет. Это не мое выражение. Это выражение одного купца из старообрядцев, с которым я встретился, когда ездил. Он, правда, не так выразился, он сказал: "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"."

Показательно, что Мышкин при формулировки самых заветных мыслей Достоевского ссылается на старообрядца. Чем более внимательны мы к своей земле, к своей истории, тем важнее и весомее для нас истины Старой Веры.

ПАВШАЯ СОФИЯ: НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА

Фигура треугольника Настасья Филипповна-Мышкин-Рогожин иллюстрирует сюжет, заимствованный из раннехристианских гностических циклов. Настасья Филлиповна олицетворяет здесь "павшую Софию", Премудрость Божию, которая очутилась – помимо своей воли – в сетях материи, зла и греха. Сама она чиста и невинна, и пребывание в мерзости безмерно мучит и ранит ее. Рогожин поклоняется этому началу, его фатальная страсть к Настасье Филипповне имеет явно религиозный характер. Достоевский подчеркивает странно-религиозный, на грани сектанства – то ли скопчества, то ли хлыстовства, то ли крайних сект староверия – образ Рогожина. Вначале романа это удалой бесшабашный купец, но потом оказывается, что он религиозный фанатик. Рогожин спасается через Настасью Филлиповну.

Мышкин же в этой ситуации выступает как гностический спаситель, тайный жених, и не случайно Достоевский намекает, что Настасья Филлиповна и Мышкин видели друг друга еще до встречи: речь идет о близости небесных архетипов. При этом князь Мышкин одновременно и гностический спаситель, и простой человек. Два начала борются в нем. Человеческая индивидуальность влечет к Аглае Епанчиной, осознание необходимости исполнения труднейшей сверхчеловеческой миссии выражается как "непреоборимая жалость к Настасье Филипповне".

Гностический миф получает трагическую развязку. Сила рока непреодолима. Светлый князь Мышкин и его черный двойник Рогожин попадают под жернова судьбы.

ПОКАЖИТЕ НАМ РУССКИЙ СВЕТ

Сериал "Идиот" распечатал тайные табуированные силы нашего народа. Хорошо, что его показали в предвыборный год. Если мы – народ Достоевского, то мы сделаем правильный выбор. И пусть тиражируется "Идиот" Бортко на сотнях тысяч видеокассет, DVD, MP4 и т.д. Чем больше мы будем входить в этот истинный, тонкий, напряженный, болезненный и спасительный мир, тем быстрее начнем выздоравливать.

Мы вняли пророческим словам Федора Михайловича и действовать будем отныне именно так:

"Откройте жаждущим и воспаленным Колумбовым спутникам берег "Нового Света", откройте русскому человеку русский "Свет", дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским Богом и Христом, и увидите, какой исполин могучий и правдивый, мудрый и кроткий, вырастет пред изумленным миром, изумленным и испуганным, потому что они ждут от нас одного лишь меча, меча и насилия, потому что они представить себе нас не могут, судя по себе, без варварства. И это до сих пор, и это чем дальше, тем больше! И увидите, какой исполин могучий и правдивый!"

Это вам не Данила Багров. Это очень и очень серьезно.