ВОЗВРАЩЕНИЕ "ИДИОТА"

Журнал "Эксперт" №18
19.05.2003
Всеволод Бродский

На РТР наконец-то начался показ давно ожидаемого сериала "Идиот". О фильме Владимира Бортко заранее говорили как о самой громкой премьере года.

В последнее время лучшие российские режиссеры перемещаются из большого кинематографа на телевидение. Не в силах найти денег на полноценный фильм, многие довольствуются сериалами – лишь бы снимать. Продюсером сериалов на РТР является Валерий Тодоровский. Недавний его удачный проект – "Бригада" – был густым конденсатом бандитской романтики. Вычерпав популярную тему до дна, Тодоровский решил задействовать иной культурный пласт – русскую классическую литературу. В ход пошел Достоевский – пожалуй, самый кинематографичный из всех великих писателей земли русской.

Мало какое произведение Достоевского избежало экранизации – разве что письма да дневники. Особой популярностью пользуется "Идиот" – его снимали Куросава, Вайда, была даже типичная индийская мелодрама, где Парфена Рогожина звали Паван Рагужан. Однако для отечественного зрителя по сей день главным кинематографическим "Идиотом" остается фильм Ивана Пырьева 1958 года. Певец ВДНХ и советских полей, с развеселых трактористов переключившись на дореволюционных невротиков, сильно переиначил замысел Достоевского. Вместо истории о незамеченном приходе нового Христа он продемонстрировал зрителям роковую драму про аристократическую нелюдь, заживо съедающую симпатичного Юрия Яковлева. Фильм был снят в лучших традициях советского кино 50-х: повышенная театральность мизансцен, карикатурный грим злодеев, крупные планы продолжительностью в полминуты. Как ни парадоксально, все это на современном этапе стало отличительной чертой телесериалов.

Чем и воспользовался Бортко. Режиссер "Собачьего сердца", похоже, воспринял проект РТР как шанс восстановить в новом формате утраченную традицию. Его десятисерийный "Идиот" порой выглядит расширенной версией фильма Пырьева. Князь Мышкин (Евгений Миронов) точно так же страдальчески морщит брови, Рогожин-Машков с той же страстью рвет на себе тулуп, Настасья Филипповна (Лидия Вележева) с тем же вампирическим видом косит черным глазом. Некоторые эпизоды вообще воспроизведены буквально. Когда-то Гас Ван Сэнт сделал покадровый римейк хичкоковского "Психо", напрочь утеряв всю художественную ценность оригинального фильма. Однако Бортко, с добросовестной медлительностью перелагая предшественника, как ни странно, умудряется в целости и сохранности перенести старомодное обаяние фильма Пырьева в новую эпоху. Более того, Бортко оказался чуть ли не первым отечественным режиссером, кто отнесся к телесериалу всерьез, разглядев в сериальном формате немало преимуществ. Так, в безусловное достоинство своего фильма он превратил главную особенность сериала – отсутствие динамики. Именно медлительность киноязыка позволила режиссеру полностью сосредоточиться на актерской игре (молодые актеры – Миронов, Машков, Ольга Будина – ничуть не уступают в фильме старшему поколению – Басилашвили, Чуриковой или Петренко). Такой подход был едва ли не главным достоинством советской киношколы, но практически полностью пропал в сверхэнергичном современном кинематографе.

Два года назад "Идиота", изрядно его осовременив, попытался экранизировать молодой режиссер Роман Качанов. Его фильм "Даун Хауз", суетливый и полный натужного и бессмысленного стеба, не понадобился в результате никому. Картина Бортко, где всего-навсего переносится на экран, страница за страницей, роман Достоевского, оказалась куда более естественной и интересной.