ИДИОТ-2003

musikschule-intermezzo.de
2003
Сергей Владимиров

Закончились последние серии премьеры года – сериала "Идиот" по Ф.М. Достоевскому. Почему с таким интересом мы смотрели эти серии, в которых нет детектива, автомобильных погонь, драк, не льется кровь рекой?

Взбаламученная жизнь последнего десятилетия ХХ века заставила людей отойти от основного инстинкта вечных ценностей. Право силы, волчьи законы стаи, ненависть, вероломство вызвали к жизни такую же литературу. Бездарная, отупляющая сознание музыка вытащила на сцену таких же бездарных, безголосых исполнителей. Великий Соломон сказал: "Все проходит, и это пройдет". Появление на экране подобного произведения вселяет уверенность, что автор крылатой фразы "Красота спасет мир" опять окажется прав. Поэтому премьера года действительно стала премьерой не на словах, а на деле. Мы увидели произведение одного из лучших русских писателей в исполнении целого созвездия великолепных русских актеров современности, возглавляемого такими корифеями, как Чурикова, Басилашвили, Петренко. Восхитительный Ильин – не знаю уж, к какому поколению его отнести, – украсит любой фильм. Не очень соответствующий литературному портрету Рогожина Машков просто поражает воображение. По-новому открылся А.Лазарев-младший. А Аглая – Будина?

Почему "Идиот" оказался сегодня так интересен нашим современникам? А почему во всем мире по-прежнему увлекаются Чеховым, Толстым, почему мы сопереживаем с героями В. Шекспира пятисотлетней давности? Дело в том, что эти гениальные писатели и мыслители говорили о вечном – о любви, сострадании, совести, доброте... Возвращение к "Идиоту" говорит о многом, вектор наших интересов начал разворачиваться к нравственным категориям. Любовь, верность, дружба не имеют денежной оценки и, слава Богу, никогда не будут иметь. Возвращение нашего интереса к нравственным ценностям говорит о самовозрождении народа, так чистый родник, взбаламученный падением камня, через какое-то время самоочищается, снова радуя людей неповторимой прелестью своей прозрачной воды.

С первых кадров князь Мышкин Миронова вызывает недоумение, но чем дольше смотришь в глаза актера, тем больше начинаешь верить его герою, а это главное. Умение режиссера правильно подобрать исполнителя на подобную роль – уже половина успеха. Многоопытный Бортко сумел попасть в "десятку", что делает успех фильма гарантированным. Лучшего Мышкина сегодня, видимо, трудно было бы представить. Его Мышкин влюбляет в себя всех, кто его окружает, не только по роману, но, видимо, и партнеров по работе, а главное – зрителей! Миронов создал потрясающе убедительный образ Мышкина. Зрители, особенно старшего поколения, непременно будут сравнивать его с такими выдающимися исполнителями, как Яковлев и Смоктуновский. Не нужно этого делать. Сравнивать работы людей высокоталантливых – вещь неблагодарная.

Соединение несоединимого у классиков делает их героев вечной загадкой для исполнителей, а потому сильнейшим магнитом и позволяет внутри одного и того же литературного образа находить бесконечное количество красок, нюансов, оттенков. Вот чем эти персонажи всегда были и будут интересны для истинно творческого человека.

"Идиот" Яковлева был канонизирован. Но кто сказал, что Лев Николаевич Мышкин – это непременно красавец-мужчина? Женщины любили его отнюдь не за внешние данные, а за хрустальную звонкость души, всегда готовой к активному сопереживанию. Да что там женщины! Парфен Рогожин, способный, не дрогнув, убить любого соперника, не может поднять руку на князя. Более того, он готов уступить ему любимую женщину не в борьбе, а просто так, отчего он и перестал узнавать самого себя.

Можно подумать, что Настасья Филипповна – Вележева – недостаточно сумасшедшая, и фраза Мышкина "Да она же – сумасшедшая, сумасшедшая!" повисает в воздухе, слабо поддержанная партнершей. Это не так. В данном случае понятие "сумасшедшая" не следует воспринимать буквально. Она не сошла с ума, она поступает нелогично, делая отчаянные попытки выйти из одежд аристократки по воспитанию, но не в состоянии принять философию содержанки, отсюда и метания между этими двумя такими разными мужчинами, потому что остальные как бы прошли мимо нее, не затронув души. В этом смысле исполнение Вележевой кажется мне убедительным.

Да, ее Настасья Филипповна не похожа на тот же образ Борисовой, и не надо об этом сожалеть. Это две разные женщины с одним именем, из одного произведения, но ведь их исполнительницы тоже разные. Настасья Филипповна Вележевой сыграна актрисой 2003 года, почти пятьдесят лет спустя после Борисовой, в этом смысле разница оправдана временем. Еще через 50 лет наши потомки увидят Настасью Филипповну, не похожую на героиню ни Борисовой, ни Вележевой, но это будет все та же Настасья Филипповна, написанная пером все того же гениального мастера, над которым время не властно.