ВРЕМЯ "ИДИОТА"

Газета "Аргументы и факты" №20
14.05.2003
Владимир Тимофеев

12 мая стартовал самый громкий телепроект канала "Россия" – десятисерийный фильм "Идиот" в постановке режиссера Владимира Бортко. Идея РТР заново экранизировать классика поначалу вызывала сомнение – все помнят старого "Идиота", снятого Иваном Пырьевым в 1958 году. Князя Мышкина там сыграл совсем еще молодой Юрий Яковлев. Однако Бортко мэтру советского кинематографа, похоже, не проиграл.

Сказать, что Владимир Бортко – режиссер суперпопулярный, – трудно. Самая известная из его работ – "Собачье сердце" по роману Булгакова: экранизация столь же умная и точная, сколь живая и увлекательная. Пырьев же на момент работы над "Идиотом" был одним из самых известных режиссеров СССР. Его вариант "Идиота" – продукт своего времени. Порой создается ощущение, что мэтр, как на партсобрании, обличает пороки "загнивающих" буржуев, но при этом зачарован, загипнотизирован их темными страстями.

"Идиот" Бортко напрочь лишен академичности. Трагедия князя Мышкина, Настасьи Филипповны, Рогожина, разыгравшаяся больше ста лет назад, абсолютно современна. "Я хотел показать зрителям, что Достоевский совсем не тяжелый писатель и не скучный", – говорит Бортко.

Пожалуй, единственное, что объединяет две абсолютно разные картины, – это актерские работы. В картине Пырьева запомнилось в основном трио дебютантов: Ю. Борисова (Настасья Филипповна), Ю. Яковлев (Мышкин) и Н. Подгорный (Ганя Иволгин). Для всех троих это были первые большие работы в кино. Каждый только нащупывал свою манеру работы перед камерой и, скорее всего, именно на этой картине обрел свой, ставший потом неподражаемым голос.

Картина Бортко построена на звездах, но это не просто дань сегодняшнему времени, которое беспроигрышную эксплуатацию известных имен предпочитает открытию новых лиц. Имена эти выбраны с таким тщанием, так точно, что хочется пофантазировать, "подсказав" режиссеру нетрадиционные ходы: вот если бы не Евгений Миронов сыграл Мышкина, Машков – Рогожина, а наоборот. А тут – все на своих местах, в своем амплуа... Но в том-то и штука, что, посмотрев картину, понимаешь: не нужны актерам эксперименты. Да, Евгений Миронов вроде бы все тот же. Но после князя Мышкина хочется назвать его гением, как бы пафосно это ни звучало. Да, Владимир Машков-Рогожин порой напоминает своего же Пугачева из "Русского бунта". Но роль Рогожина сыграна настолько глубоко и в то же время просто, что становится жалко, что Машков столько лет играл бандитов в Голливуде. Да, роль Аглаи очень подходит Ольге Будиной, но "подходит" – это еще не значит "сыграна", а сыграла она ее блестяще. А есть еще И. Чурикова, О. Басилашвили, А. Петренко, В. Ильин, М. Боярский, которые не просто великолепно держат "второй план", каждый из них украшает собой и без того очень хороший фильм. Правда, одно сравнение со старым фильмом напрашивается. Лидия Вележева, сыгравшая Настасью Филипповну, не проигрывает Юлии Борисовой в красоте, но пока уступает ей в таланте. Слишком уж "заштампованной" получилась у Вележевой роковая женщина – смеется громко, смотрит пристально, говорит низким грудным голосом.

Конечно, кто-то может обвинить меня в излишней восторженности, но сейчас так много и в жизни, и в кино неталантливых идиотов (без кавычек), что появлению нового качественного фильма радуешься, как ребенок, – неужели в кино снова наступает время классики?