"ИДИОТ" БЛЕСТЯЩЕ ВЫПОЛНИЛ ВЕЛИКУЮ МИССИЮ

utro.ru
29.05.2003
Игорь Камиров

Во вторник на РТР завершился показ сериала по роману Ф.М. Достоевского "Идиот", и мы можем подытожить впечатление. Сразу оговорюсь – результат оказался лучше, чем я ожидал, и это не может не радовать.

В целом, несмотря на указанные в предыдущей моей статье недостатки, касающиеся в основном слабо выраженной режиссерской концепции и довольно неровного актерского состава, я с удовлетворением готов признать, что сериал этот оказал отечественному зрителю неоценимую услугу. Тщательное, практически постраничное прочтение великого романа авторским коллективом во главе с Владимиром Бортко заставило очень многих, в основном молодых людей взять в руки книгу, чего без этого фильма ожидать от них было бессмысленно. Не раз и не два, по отзывам моих знакомых, в общественном транспорте были замечены барышни с увесистым томиком на коленях, где вместо привычных покетбуков Марининой-Доценко-Дашковой фигурировало название романа, угадать которое не представляло труда.

Если следовать заданному авторами курсу, то недалек тот час, когда население бывшей "самой читающей страны" вернется к осознанию того простого факта, что в России существует Великая Литература, которую и следует знать в первую очередь. Посему главную задачу создателей "Идиота" – ознакомительную – я считаю с блеском выполненной.

Что касается самого фильма, то вынужден остаться при мнении, что построчное прочтение романа, к тому же растянутое почти на три недели показа, оставляет мало места для сюжетной динамики, зато дает огромный простор для актерского и режиссерского искусства. Что и было продемонстрировано с большим или меньшим успехом. В этом смысле картина получилась, мягко говоря, неровной.

Несомненным успехом можно считать работу Евгения Миронова, в очередной раз доказавшего, что с его имени, вероятно, начнется список знаменитых русских актеров нового столетия. Его природное обаяние, очень точная, трогательная и проникновенная манера игры затмила все предыдущие образы князя Мышкина в кино, и, скорее всего, этот знаменитый герой еще долго будет ассоциироваться именно с Мироновым, во всяком случае на родине. К тому же 10-серийное полотно дает простор для демонстрации актерского мастерства, чем исполнитель не преминул воспользоваться. Теперь его по праву можно считать народным артистом, и, на мой взгляд, вполне заслуженно.

Стоит сказать, что роль "идиота" для тех актеров, что сыграли в экранизации этой вещи, всегда становилась этапной в карьере, и в этой связи отмечу, что даже для Алена Делона мировая известность началась с исполнения прототипа князя Мышкина в знаменитом висконтиевском "Рокко и его братья".

Из несомненных удач фильма хочется выделить блестящую игру Инны Чуриковой – пожалуй, самой выдающейся актрисы русского кино за последние полвека. С каждой новой ролью Чурикова берет очередную вершину. Думаю, что благодаря именно классическим ролям, таким, как в "Идиоте", ее имя уже встало в один ряд с именами легендарных русских актрис начала века.

На мой взгляд, сама эта пара, Миронов-Чурикова, и составляет главный актерский дуэт ленты, отодвигая на второй план исполнительниц ролей Настасьи Филипповны и Аглаи. Финал картины, где вернувшегося к растительному существованию князя гладит по щеке старуха-генеральша и рассказывает ему, уже ничего не понимающему, конец истории всех действующих лиц, со всей ясностью свидетельствует: бедного Льва Николаевича любила по-настоящему и поняла до конца только эта пожилая дворянка.

Что касается других актерских удач "Идиота", на высоте оказались, как и следовало ожидать, профессионалы старшего поколения: Петренко, Ильин, Боярский – чьи образы вполне органично вписывались в общую канву, тогда как игра молодых артистов выдавала скорей их слабый общекультурный уровень, демонстрируя явное несоответствие внутреннего мира современной молодежи реалиям позапрошлого века. Отсюда постоянные вскрикивания, дикое вращание глазами и размахивание руками – впрочем, тут больше видна режиссерская недоработка, а скорей всего виной тому даже не это, проблемы кастинга.

У нас почти нет молодых талантов, способных не только конкурировать с мастерами, но и просто им грамотно подыграть. И если серьезно изображать ту же Настасью Филипповну в принципе не обязательно, ее роль – скорее икона, то множество иных второстепенных персонажей, мужских и женских, сливаются в однородную массу, оставляя на поверхности лишь выпуклые образы главных героев. Зачем, спрашивается, тогда так подробно и тщательно "читать" роман, коли все равно весь упор на двух-трех героев? Все это касается, конечно, "буквального" прочтения, как это делал Бортко, но такова уж была изначальная установка создателей сериала.

Стоит сказать также и о роли Владимира Машкова. Его герой далеко не бесспорен, но к концу сериала актер, что называется, "разыгрался". Потребовалось несколько серий, чтобы с Машкова слетела маска новорусского мачо и он превратился в того самого купца Рогожина, что в финале превращает фарс в настоящую трагедию.

Из неудач – весьма невнятной показалась мне роль Гани Иволгина в исполнении Александра Лазарева-младшего, хорошего актера, в данном случае никак не проявившего своего таланта и ограничившегося лишь демонстрацией своей киногеничной внешности.

Но, повторюсь, общий положительный эффект от сериала сезона перекрывает замеченные недостатки, и вполне можно говорить, что этот проект РТР продолжает цепь удач на российском телевидении. Конечно, от экранизации великой классики всегда ждешь впечатления, подобного тому, что оставляет текст, однако "Идиот" настолько надрывный роман, что всякая попытка передать его дух будет наталкиваться на очевидные трудности.

И тут важна тенденция и желание донести до самых широких зрительских слоев мысль о том, что да – нужно читать Достоевского, пускай и отталкиваясь от увиденного по телевидению.