СЕРИАЛ "ДОСТОЕВСКИЙ": ПРАВДА ПЕРЕМЕШАНА С ЛОЖЬЮ

Газета "Новая неделя" №22
03.06.2011
Сергей Кочнев

На прошлой неделе канал "Россия" показал зрителям сериал о Федоре Достоевском. По мнению одной из крупнейших российских исследовательниц жизни и творчества великого русского писателя, литературоведа Людмилы Сараскиной, фильм изобилует таким количеством неправды, что на нее невозможно не реагировать.

— Людмила Ивановна, в своей статье в "Литературной газете" Вы подчеркнули, что сериал "Достоевский" изобилует вымыслами. Это сигнал кинематографистам, что в биографическом телефильме такое вообще неуместно?

— Речь ведь идет не о Пупкине, Ляпкине или Тяпкине – кинематографисты могут написать сценарий о ком угодно! Но здесь они взяли исторический персонаж, главного писателя России на все времена, и какое право имеют на искажение его жизни и на прямую клевету о ней?! Но хуже всего, что правда перемешана с ложью. В "Достоевском" правда заключается в том, что писатель жил в Петербурге, был дважды женат и играл в рулетку. Остальное – ложь, но ведь люди будут считать, что дыма без огня не бывает, да и кто будет разбираться?

Это не разница между документальным и художественным фильмом – это разница в отношении к главному русскому писателю. Можно ли изображать его по-хамски, можно ли выдувать из его жизни мыльные пузыри? Думаю, нельзя, и надо этому противостоять, иначе мы утонем в этой грязной луже.

На днях я получила по электронной почте письма от учителей, многих моих коллег, которые пишут, что хотя бы немного, но мной была восстановлена справедливость, а также от правнука Достоевского Дмитрия Андреевича, моего друга, который написал мне: "Спасибо, что отстояли!". Понимаете, Достоевский жил давно, сейчас у него нет вдовы, детей, и получается, что некому отстоять нашу культуру, и можно издеваться над ней, как угодно. За это, кстати, в цивилизованных странах в суд подают. И если люди культуры, истории и литературы не начнут отстаивать наших писателей и художников, мы пропали: нефть кончится, а Достоевский не кончится никогда, и такого рода вытаптывание писателя – это культурное преступление.

— Откуда такое вольное отношение к русскому классику?

— Вся тяга нынешней культуры сводится к бульварщине, культуры нет – есть досуг: развлечение, праздник, тусовка, фестиваль и вакханалия. Видимо, и авторы фильма решили, что если и сериал "Достоевский" превратить в досуг и показать, как он пристает к женщинам, какой он развратник, то это доставит зрителям большое удовольствие, отвлечет их от каких-то проблем. Хотя я думала, что такие святыни, как Пушкин, Достоевский, Толстой не будут "подниматься ногами", но ценности рухнули, и мы находимся в ситуации глубокого нравственного падения, и отсюда такой фильм, как "Достоевский".

— Главный успех фильма (и в этом сходятся многие) – это очередная блестящая работа Евгения Миронова, сыгравшего в картине главную роль. Вы согласны?

— Вообще я очень переживаю за Евгения Миронова. Вспомните, какой у него был Мышкин в "Идиоте" Владимира Бортко: душа героя просто горела, и какое было счастье смотреть на экран, узнавая в Миронове князя Мышкина – его голос, его взгляд, его поведение, а главное – добро и любовь, которые исходили от Мышкина-Миронова. А кто герой Миронова в "Достоевском"? Раскаленный, страшный человек! За какие-то восемь лет после "Идиота" в нашем кинематографе случилась чудовищная эволюция.

— Режиссер фильма Владимир Хотиненко говорил перед премьерой, что Достоевского-писателя знают все, а как человек он людям практически неизвестен. Понятно, что с его любовью к женщинам в сериале был перебор, но на что, прежде всего, нужно было делать упор в описании жизни писателя?

— Да, кинематографисты хотели показать жизнь писателя – ну так, покажите, но не врите! Для правды им практически ничего не нужно было делать, но они потратили время на неправду и клевету – это касается и экспедиции в Баден-Баден, и поездки в Кузнецк, где было венчание Достоевского с Марией Дмитриевной.

Жизнь Достоевского не постыдна и не позорна – любая ее страница подлежит экранизации и инсценировке, биографическому описанию, летописному исследованию. Его жизнь прекрасна, хотя сложна и противоречива: Федор Михайлович действительно говорил о себе как о грешном, страстном человеке, и, как каждый человек, он был грешен и страстен. Но надо просто говорить об этом правду, а за нее никто бы не упрекнул создателей фильма. Зрители жаждут реальности и справедливости, а не перевертышей и постмодернистских выкрутасов.

— Насколько сильны в фильме сцены с увлечением Достоевского игрой в казино?

— Игроманией Достоевский страдал десять лет, но посвящать этому целую серию – перебор. К тому же игромания писателя показана однообразно, такое ощущение, что съемочной группе очень нравилось проводить время в казино, и видимо, они вообще не читали писем Достоевского к жене из тех мест, где он играл. Федор Михайлович действительно очень страдал, мучился в этот период, но в фильме это показано очень похабно и однообразно – пришел, поставил, дернулся и ушел. И где драматургия? Создателей фильма в этом случае интересовал только темный грех, а не мучения, страдания, настоящие страсти и переживания Достоевского. Грех и мучения – это очень разные вещи.

— Могут ли люди потянуться к трудам писателя после этого фильма?

— Думаю, что нет. В 2003 году, после показа "Идиота" Бортко, роман Достоевского снесли с книжных полок Москвы и других городов – это действительно было повальное чтение и увлечение. А в метро я даже слышала, как люди, никогда не читавшие Достоевского, но посмотревшие фильм, спрашивали у других: "А что там будет дальше, как вы думаете? С кем останется Мышкин – с Настасьей Филипповной или Аглаей?". Тогда сюжет захватил людей за живое – они волновались и переживали. А в случае с сериалом "Достоевский" все будет ровно наоборот – о Достоевском будут копать лишь любители "клубнички" и "темного разврата".