СВЕТ ИЗ ТЬМЫ

Газета "Красноярский рабочий"
1 июня 2011
Эдуард Русаков

"Жестоким талантом" назвал когда-то критик Николай Михайловский этого писателя, покорившего сердца читателей всего мира. Покорил не жестокостью, а тем светом добра и милосердия, которым пронизаны даже самые мрачные его произведения. Сама жизнь жестоко обошлась с Федором Михайловичем Достоевским – тяжелая эпилептическая болезнь, каторга и ссылка, непреодолимая страсть к азартной игре, мучительные любовные страдания, вечные долги, кредиторы, шантаж издателей... Но все это в конечном счете шло на пользу творчеству и становилось материалом для романов и повестей. И все это нашло отражение в фильме "Достоевский", хотя и не в полной мере, конечно.

Главной удачей режиссера можно считать выбор на роль Достоевского актера Евгения Миронова, в игре которого явно ощутим опыт не так давно исполненных им ролей князя Мышкина и героя солженицынского романа "В круге первом". Плюс типичная для эпилептиков взрывчатость, тут же переходящая в сентиментальность, плюс одышливая хрипотца в голосе загнанного судьбой писателя... Все это впечатляет, заставляет поверить в созданный актером образ. Хороши и исполнительницы женских ролей, особенно Чулпан Хаматова в роли чахоточной Марии Исаевой, первой жены Достоевского, и Ольга Смирнова в роли Аполлинарии Сусловой, истерзавшей его душу. Идеальной женой для писателя стала Анна Григорьевна Сниткина (артистка Алла Юганова) – любящая и всепрощающая, практичная и хозяйственная. Правда, прототипом героинь романов Достоевского стала совсем не она, а те, другие – истеричная Мария и коварная садомазохистка Полина, угадываемые то в Настасье Филипповне, то в Грушеньке... Так оно и бывает – для жизни нужны одни женщины, для творчества совсем другие.

В фильме показан довольно обширный период жизни Достоевского – от каторги до написания "Братьев Карамазовых", итогового его романа. Перед нами проходит череда его знаменитых современников – художник Перов, писатели Тургенев, Некрасов, Страхов. Завершается сериал сразу двумя хеппи-эндами, общественным и семейным – мы видим писателя за публичным чтением пушкинского "Пророка" и в окружении счастливой семьи. Жаль, не показаны два других его триумфа – ранний дебют с романом "Бедные люди" и ставшая апогеем всей его жизни Пушкинская речь, произнесенная незадолго до смерти.

Слабо отражена в фильме религиозность Достоевского, путь которого ко Христу был мучительным и тернистым. Он был страстно влюблен не только в идею христианства, но в сам образ Христа и признавался, что даже если бы вдруг Христос оказался вне истины, то он, Достоевский, выбрал бы Христа, а не истину. Очень подробно развивая тему пристрастия писателя к рулетке, создатели фильма "пощадили" своего противоречивого героя, не показав или смягчив, к примеру, проявления его национализма и ксенофобии. А ведь хорошо известна неприязнь Достоевского к полякам (вспомните хотя бы их карикатурные образы в "Братьях Карамазовых"), к немцам (прочтите его раздраженные письма к жене), к евреям (загляните в "Дневник писателя"). После этого как-то не очень верится в воспетую Достоевским "всемирную отзывчивость" русского человека...

Да, широк был великий русский писатель. И сужать его ни в коем случае не надо.