ЗАЧЕМ РАЗРУШАТЬ СТЕРЕОТИПЫ О ДОСТОЕВСКОМ?

pravkniga.ru
31 мая 2011
Татьяна Масс

"Потому-то я и проникся отчаянием умирающих в одиночестве старцев, которым некому передать свою историю. Вдруг и наше наследие, вместо того чтобы влиться, обогащенным, в другие культуры, будет обойдено вниманием и даже уничтожено? А это преступление против духа – великое, по-моему, так как я считаю, что культура, даже так называемая "профанная", является творением духа." – Мирча Элиаде ("Трактат о мифотворчестве")

Режиссер сериала "Достоевский" Владимир Хотиненко перед премьерой сказал: "Наш концепт – разрушать стереотипы о Достоевском". Стереотипов о Достоевском я лично не знаю. Пожалуй, только один стереотип циркулирует по всему миру: Федор Достоевский – великий русский писатель. Нужно ли его нарушать?

Сериал не буду злословить. Знаю, как хрупка бывает творческая идея, которая даже еще не доросла до желания поделиться. А здесь труд целой группы талантливых людей, подаривших зрителю не школоту и не про секс в большой деревне. Сериал "Достоевский" – это ведь о жизни нашего русского гения, имя которого знают – проверено – подростки из парижского пригорода. Личности такого масштаба всегда притягивают внимание и через поколения, их биография обрастает легендами, которые все же не похожи по своей этимологии на стереотипы.

Специалисты по Достоевскому уже отметили ряд ошибок в сериале. Мне, просто зрительнице, хотелось бы посмотреть более обще на идею этого биографического сериала. Не буду придираться к мелочам: Семеновский плац снимали в Гатчине? Зато казино настоящее, в Баден-Бадене, и все географические места, выпадающие по игральной кости, снимали на месте. Мешок при казни на голову не надевали? Но тогда бы не было пронзительного рассказа свистящим шепотом: "а я стою с мешком на голове – и почему-то все вижу!"

Я ждала этот сериал, название которого вначале звучало по-другому: "Тринадцатый апостол". Почему тринадцатый и почему апостол – это знает сценарист Володарский. Актуальное название "Достоевский" по мне неприменимо именно к этому варианту биографии Достоевского. Потому что такое название претендует на объемность и глубинку запредельную – все о Достоевском. В этом сериале все же другой масштаб.

Во всем мире целевая аудитория сериалов – женщины. Наверное, об этом "догадывались" авторы, пойдя лирическим путем "шерше ля фамм" по биографии писателя. Страстный, "болезненно сладострастный" человек, как отозвалась о нем Апполинария Суслова, способен влюбиться до безумия, до слез, до крови. Сегодня в такие страсти-мордасти никто уже не верит. А Достоевскому веришь, – любил и Марию, и Апполинарию, и чуть не потерял голову из-за артистки – жены друга своего. И хотя этот способ – классически интригующий, на четвертой-пятой серии уже понимаешь, что терпеливое перечисление всех романов Достоевского о нем самом не так уж много говорит.

Выдвинув на первый план амурную линию, авторы оставили в стороне то, что составляло нерв жизни писателя – знаковой фигуры в мировой литературе, значимой личности в истории России второй половины XIX века. Сериальный вариант жизни Достоевского оставляет впечатление ужасного одиночества и неприкаянности человека, который на самом деле был вовлечен в водоворот общественной и литературной жизни того времени. Чтения, собрания, дискуссии, общение с издателями и читателями. У него просто не оставалось бы времени так томиться и страдать от постоянного поиска любовной страсти, как это представлено в сериале. Почитать хоть пару страниц "Дневник писателя", который ведется с 1972 года, достаточно, чтоб понять, как чутко реагировал Федор Михайлович на политические и социальные процессы своего времени. Он ведь был... ведущим блоггером, если так можно сказать, весь на адреналине.

Достоевский не мог быть одинок еще хотя бы потому, что он очень любил людей. Помогал многим реально и не только советом или задушевной беседой, но и деньгами, часто ходатайствовал за человека перед властями, добивался пересмотра уголовных дел, писал статьи в защиту кого-либо. Из свидетельства одной мемуаристки: "...Он вывел нас из нормы и до того пронизал нам душу любовною жалостью, состраданием ко всему страдающему, что нам сделалось тесно в семье и все больное, забитое и приниженное стало нам близко и родственно, как свое!". В сериале, правда, есть сцена о том, как он раздает милостыню – спорить не стану, милосердие его отмечено...

Но, наконец, как в доброй сказке или в классическом сериале, после череды испытаний писатель находит свою женщину – Анну Григорьевну Сниткину. Любовь – не страсть, а благословение – осеняет его жизнь, и сердобольным любительницам сериалов можно вздохнуть спокойно за личную жизнь Федора Михайловича. Но тут опять напасть – она, она, проклятая! – не соперница, а рулетка – колесует жизнь семьи Достоевских. Казино, рулетка на фоне зеленого сукна игрального стола, фраза: "Господа, делайте ваши ставки!", и другая: "Господа, ставок больше нет" – все это становится кошмаром для зрителя. Зачем же было так тянуть эту тему? Чтобы показать рабство, страдания игрока-Достоевского? Искусство кино не требует перехода количества в качество. У него есть своя магия смещать время, пространство, переживания, события... Ну, не мне учить маститого режиссера.

Тем более, что есть интересные ремарки: Федор Михайлович собирается идти к Сусловой, смотрит на икону Богородицы в серебряном окладе и молится побелевшими губами, пряча в карман кривой нож. Это прямой кадр для "Идиота" – Рогожин собрался зарезать.

Рогожин, Идиот, Игрок, Подросток – литературные намеки часто встречаются в сериале, рассыпая порционную манну для фанатов творчества Достоевского.

И все же я не могла оторваться от сериала, несмотря на все вышесказанное. Актер спас, вытянул. Игра Миронова зацепила радостью узнавания – это он, Достоевский. Тихий надтреснутый голос, голова чуть вжатая в плечи от постоянной работы за письменным столом, глаза человека "пережившего большие страдания". Как жаль, что по сценарию Евгению Миронову не предполагалось развернуть эту роль в большой исторический портрет. Потому что я лично не знаю, кто бы из актеров еще смог бы так показать Достоевского: живого, умного, какого-то родного, страдающего за Россию и за все человечество. А другого сериала "Достоевский" с Мироновым в главной роли теперь уж не надо ждать, наверное...

Зимой во Францию приезжал театр Дружбы Народов* со спектаклем по Шукшину. Евгений Миронов там хорошо играл, мы вручили ему подарок – бутылку хорошего красного вина со знаменитых виноградников. Смешно, но во время просмотра сериала у меня вдруг подсознательно пришло сожаление, что я подарила такой простенький подарок... самому Достоевскому. Вот ведь до чего Миронов, злодей, своей магией преображения довел одну впечатлительную зрительницу!

*ПРИМ. САЙТА: Имеется в виду Театр Наций..