"ДОСТОЕВСКИЙ" ОКАЗАЛСЯ НЕ ИДИОТОМ

rian.ru
24.05.2011
Сергей Варшавчик

"Фантазия есть природная сила в человеке... Не давая ей утоления, или умертвишь ее, или обратно – дашь ей развиться именно чрезмерно (что вредно)", – в свое время написал Федор Михайлович. Интересно соотнести завет классика к новой работе Владимира Хотиненко, сериалу "Достоевский", который с 22 мая начал показывать канал "Россия 1".

От 26 дней к 30 годам

Проект яркий, статусный, из тех, что априори претендуют на телевизионную премию "ТЭФИ", снимавшийся в Петербурге, Риме, Баден-Бадене и во многом неожиданный. Дело в том, что если к экранизациям классики зритель федеральных каналов привык, то ленты, воссоздающие биографию того или иного маститого деятеля искусств, у нас можно сосчитать по пальцам.

В частности, на ум приходит давняя картина Александра Зархи "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского" (1980), в котором роль писателя исполнил Анатолий Солоницын, получивший за эту работу премию Берлинского кинофестиваля-81 в номинации "Лучший актер". Но там речь шла хоть и о важном, но коротком периоде из жизни мастера – работе над романом "Игрок" и знакомстве со второй и последней женой Анной Сниткиной (ее сыграла Евгения Симонова).

А как вместить три десятка лет из жизни писателя в восемь серий? От гражданской казни на Семеновском плацу в 1849-м до написания романа "Братья Карамазовы" в 1879-м?

А ведь между двумя этими датами – ссылка в Сибирь, служба в армии, смерть первой жены, страсть к Сашеньке Шуберт, любовь к Аполлинарии Сусловой, женитьба на Анне Сниткиной, рулетка, постоянные долги, работа над романами, дружба и вражда с Некрасовым и Тургеневым...

Борьба двух старых соперников

С одной стороны, на фоне бесконечных сериалов на современную тему, "Достоевский" – довольно зрелищен и занимателен. Порукой чему Евгений Миронов (актер класса Анатолия Солоницына) в главной роли и режиссер-постановщик Владимир Хотиненко, умеющий мастерски воссоздавать ту или иную историческую эпоху. С другой стороны, сценарий Эдуарда Володарского оставляет ощущение "галопом по европам". Кроме того, львиная часть экранного времени уделена не столько творческим исканиям знаменитого писателя, сколько его любовным метаниям.

Снять кино о реально существовавшем человеке (да еще столь противоречивого характера) намного труднее, нежели экранизировать произведение, где действуют вымышленные персонажи.

Потому понятен гнев многих литературоведов, которые нашли в сериале те или иные несоответствия фактуре и даже клевету на иных действующих лиц. Что же касается рейтинга "Достоевского", то он чуть-чуть не дотянул до лидера зрительских предпочтений на второй "кнопке" – сериала "Крутые берега". В нем рассказывается о житие следователя московской прокуратуры по особо важным делам (ее играет Ксения Алферова), которая по семейным делам переезжает жить в провинцию и там продолжает борьбу с местными преступниками.

Впрочем, часть рейтинга "Достоевского" "съела" извечная борьба двух старых соперников. На "России 1" начали показ двух первых серий фильма в воскресенье вечером, почти встык к юмористическому шоу "Большая разница" на Первом канале.

Между малышами и бандитами

Между тем объектами пародий "Большой разницы" на этот раз стали программы "Что? Где? Когда?" и "ЖКХ", а также известные персонажи телевидения и эстрады. Такие, как Анастасия Волочкова, Тимур Родригес, Елена Проклова, Михаил Барщевский, братья Запашные. Как пошутил один из ведущих программы Иван Ургант, беседуя с Волочковой, "говорят, ваши программы закрывались? Знаете, шансов на то, что и это интервью выйдет в эфир – немного".

В итоге две первые серии "Достоевского" получили у московской аудитории 15,9 % доли с рейтингом в 4,8%, тогда как "Большая разница", соответственно, 19,5% и 6%.

Вызывает удивление и программное обрамление нового проекта на "России 1". Так, например, третья серия, показанная 23 мая, предварялась программой "Спокойной ночи, малыши!", а сразу же после фильма о великом русском писателе шли две серии криминального боевика "Бригада" с Сергеем Безруковым в главной роли. Наверное, зрителю так привычнее.

Это показали и лидеры третьего федерального канала – НТВ. В первую очередь, свежий многосерийный боевик "Бомбила", у которого рейтинг на прошлой неделе оказался даже выше "Большой разницы" – 7,1% с долей в 20,6%.

Завязка сюжета проста – бывшего спецназовца, подрабатывающего частным извозом, путают с известным киллером. Со всеми вытекающими отсюда для героя непростыми последствиями.

В итоге публика с интересом следит за похождениями ловкого и находчивого героя, играючи расправляющегося с разного рода преступниками.

Не дотянул "Достоевский" и до другого энтевешного проекта, "Беглецов" – остросюжетного криминального фильма, в котором роль тренера по боксу, обвиняемого в убийстве и похищении, играет брутальный Максим Дрозд. Его персонаж, как вы догадались, на самом деле человек хороший, радеющий за одну сиротку, которая неожиданно стала наследницей огромного состояния. И эти свои глубоко положительные качества персонаж Дрозда активно доказывает руками и ногами на протяжении всей картины. Куда там Достоевскому с его садовым ножом супротив современных героев экрана.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции