В РОССИЙСКИЙ ПРОКАТ ВЫХОДИТ "ДОМ ДУРАКОВ"

rosfilm.ru
30.11.2002

... В 1996 году незаконные вооруженные формирования чеченцев подошли вплотную к ингушской границе на участке, где располагалась психиатрическая лечебница. Немногочисленный персонал этого лечебного заведения отправился на поиски транспорта для эвакуации больных, и таким образом психически нездоровые люди оказались предоставленными сами себе в условиях военного конфликта. В скором времени в больнице оказались чеченцы, которых затем выбили оттуда российские военные. Свидетелями всех этих событий стали пациенты брошенной на произвол судьбы клиники.

Фильм Кончаловского выдвинут российскими кинематографистами на "Оскар". Это решение выглядит более чем разумным с учетом того, что в последние годы главная награда американской киноакадемии приобрела яркий политический окрас. Благодаря этому окрасу "Ничья земля" обошла в гонке за "Оскар" "Амели", а "Дом дураков" имеет на престижный приз гораздо больше шансов, чем полюбившаяся многим "Кукушка" Рогожкина.

Чеченские боевики оказались милосердными заложниками обстоятельств, которые вынудили взять их в руки оружие и воевать с остальным населением Российской Федерации. Представители вооруженных сил не гнушаются употреблением наркотических средств и трупы боевиков меняют не на своих пленных, а на официальные платежные средства США. Одна из наиболее приметных больных стреляет из автомата и скандирует лозунги, подобные тем, что часто можно услышать из уст женщины-депутата, многократно страдавшей от происков КГБ. Проще говоря, получившаяся картина противоречит официальной линии российского руководства и мнению значительной части российских граждан, часть которых для такого мнения имеет веские основания.

В то же время нельзя рассматривать историю об ингушской психиатрической клинике только как образец политической конъюктуры. Больница у Кончаловского получилась реальной, и в зале, наверное, можно почувствовать казенный медицинский запах. Исполнительница роли Жанны (Высоцкая) представила свою влюбленную в Брайна Адамса (сыгравшего самого себя) героиню так органично, что невольно можно ощутить себя участником событий в доме дураков.