ВСЕХ ПРИНИМАЮЩИЙ "ДОМ ДУРАКОВ"

Газета "Челябинский рабочий"
26.12.2002
Инга Мельникова

Дадут ли "Оскар" политкорректному сказочнику Андрону Кончаловскому?

Очередной киновариант жизни обитателей психбольницы плюс новый поворот в прочтении темы чеченской войны. Таков российский фильм, получивший в этом году Гран-при престижного 59-го Венецианского кинофестиваля и прошедший отборочный тур на соискание премии "Оскар".

Между тем сам новый фильм 65-летнего Андрона Кончаловского "Дом дураков" до недавнего времени бытовал в России лишь на правах Бермудского треугольника, о котором много чего известно, но никто его так и не видел. До октябрьской московской премьеры столичные кинокритики в унисон злословили по поводу такой несправедливости. Но все же не отказывали себе в удовольствии выстраивать предположения. Почему, например, главную роль в фильме Кончаловский решился отдать своей молодой жене, бывшей актрисе минского театра Юлии Высоцкой? Что еще нового можно сказать в теме умалишенных? Или, каковыми же следует показать чеченцев, чтобы заслужить признание международного киножюри?

После же просмотра "Дома дураков" наши критики выплеснули-таки всю свою обиду наружу. Теперь они не перестают упрекать фильм в сюжетной легковесности, антипатриотическом пафосе, неубедительной актерской игре главной героини, в открытом подражании "Идиотам" Ларса фон Триера, в откровенной конъюнктурности режиссерских намерений. Упреки эти небезосновательные, но вполне объяснимые.

Андрон Кончаловский особо и не скрывал своего умения, да и желания снимать фильмы в сегодняшнем "голливудском формате" с множеством действующих лиц, непременной любовной историей, со смешением жанров комедии и трагедии, с политкорректным социальным или межнациональным пафосом. Все у него четко просчитано, и "нужные" акценты умело проставлены. Как говорится, и нашим, и вашим.

Если и играет в этой ленте канадский по происхождению певец Брайан Адамс в роли себя же самого, то параллельно в кадре его хит Have You Ever Really Loved a Woman исполняет уже "российский Адамс" – гитарист Дидюля.

В кончаловском "доме дураков" живут уже не по советским, а по новым американским инструкциям, согласно которым пациенты мужского и женского пола ходят теперь в столовую все вместе. Встреча двух потенциальных врагов, русского и чеченского капитанов, как в хорошей сказке, непременно заканчивается общими воспоминаниями периода афганской войны и обоюдными благородными жестами. Время экранных событий семилетней давности не теряет своей актуальности за счет, например, цитаты из рекламы этого года в реплике одного персонажа: "Девочка, хочешь, я угадаю, как тебя зовут?". Главная героиня фильма Жанна и подавно решается отказаться от своего "жениха" Брайана Адамса не в пользу поэта из дурдома Али, а именно ради чеченца Ахмеда.

Та же политкорректность действует у Кончаловского и в выборе темы фильма. Понятно, что чеченская война – одна из самых обсуждаемых сейчас в мире российских проблем. Но бескомпромиссная по сути своей "Война" Алексея Балабанова никак не вписывается во вкусовые американские рамки. Иное дело, когда эта же тема – лишь аккуратное дополнение к теме другой. В нашем случае – к одной из излюбленных "оскаровских" тем больших страстей на почве умалишенности. Последняя успешно начата еще в 1975 году фильмом Милошом Формана "Пролетая над гнездом кукушки" и продолжена затем "Человеком дождя", "Форестом Гампом" и "Играми разума".

В "Доме дураков" действие происходит в 1995 году в ингушском психиатрическом интернате для душевнобольных. На первых минутах фильма единственный доктор клиники уходит искать автобусы, чтобы вывезти отсюда больных. Поиски затягиваются на несколько дней. Тем временем "буйные" и "нормальные" больные остаются здесь за начальников. Они-то, во главе с поэтом Али и шепелявой баянисткой Жанной, и встретят у себя дома отряд чеченов, которые найдут у них временное прибежище.

Благообразными, почти что ангельскими созданиями изобразил чеченцев Кончаловский: во время застолий они поют песни, а по вечерам предаются сетованиям на негуманность всяких военных действий. Русские же солдаты (в роли командира – Евгений Миронов) – глупые хамы, отстреливающие по ошибке своих же. Дабы восстановить необходимое равновесие и в этом случае, режиссер ловко делает следующее. Именно чеченцев, а не русских, он обозначает здесь словом "дураки". Это происходит в эпизоде, когда расположившиеся в интернате чеченцы на следующий же день самолично пишут на стенах здания некую, в том числе и себе, характеристику: "Дом дураков". И этот кончаловский жест сейчас – весьма кстати. Неизвестно еще, смогут ли после московских трагических событий на Дубровке американцы правильно оценить такую киносказку. Окончательный список номинантов на премию "Оскар" Американская академия киноискусства назовет в начале февраля 2003 года, а сама церемония награждения пройдет в марте.