"ДОМ ДУРАКОВ"

kinocenter.rsuh.ru

Не хочу и не буду касаться политической стороны фильма, ибо не любитель и не профессионал я в этом деле. Ну, разве что отмечу весьма нехарактерные для российского фильма краски, которыми нарисованы образы чеченских боевиков, особенно сравнительно с федералами. Явная попытка посмотреть на чеченский конфликт, как на гражданскую войну – когда бывшие десантники-афганцы встают по разную сторону баррикад.

Сюжет фильма не особо сложен. Дело происходит на чечено-ингушской границе, в здании больницы для умалишенных, где содержится разнообразный контингент: неестественно добрая, доверчивая, яркая Жанна, мнящая себя невестой Брайана Адамса (коего, кстати, Кончаловский умудрился не раз показать за фильм) – именно с ней связаны все теплые и добрые моменты фильма, диссидентка-интеллигентка Вика (ну уж очень похожая на Новодворскую, чтобы не заметить этого), голубой Гога, куча кататоников, буйных, "даунов". Что интересно, наряду с актерами, явно присутствуют в эпизодических ролях настоящие больные.

Каждый вечер все собираются у окна и ожидают сверкающий и яркий поезд, который с грохотом проносится мимо. Некий маятник, отмеривающий жизнь больницы. День за днем. И вот однажды маятник останавливается – поезд не приезжает. Вот тут-то размеренная жизнь больных рушится, и казавшийся раньше нормальным и здоровым окружающий мир тоже сходит с ума – наутро в больнице нет врачей и медсестер, к обеду во дворе взрываются бомбы, а позже вообще врываются чеченские боевики, которые, впрочем, особого вреда не приносят. Потом снова бомбежки – и приходят федеральные войска, принеся с собой прежнюю жизнь в разваленную больницу.

Фильм содержит как гениальные и очень сильные моменты, так и абсолютно натянутые, неуместные и пафосные. Сначала о хорошем: больше всего поразили несколько эпизодов – тихо падающий вертолет за спиной Жанны (очень символичен), встреча главаря боевиков и русского командира (равно как и передача убитого боевика), безумный дикий танец Гоги на фоне сгоревшего самолета и надписи "больные люди". Но на другой чаше весов лежат пафосные моменты, когда Главврач пытается философствовать и Фуко изрекает крамолы о вложенности вселенной.

Нельзя не отметить, что фильм – на уровне современных мировых стандартов кинематографа: тут тебе и качественные визуальные и звуковые спецэффекты, и модная "дерганая" камера, и яркая и разноплановая игра актеров. Я считаю, что тот, кто пропустил этот фильм, скорее потерял, чем не потерял ничего.