КОГДА ВЕРА НЕ СПАСАЕТ...

Газета "Двенадцать" №4
26.12.2007
Юлия Палагина

Необъективные эмоции и чувства, зашифрованные в слове или кадре, которыми жил объективно близкий гению человек – попробую так перевести название фильма "Дневник его жены". Такого рода документы рассказывают нам о самом его авторе и о том, что существовало вокруг него и для чего или кого жил он сам. В центре фильма – женщина. Стоп. Вы сейчас со мной поспорите, сказав, что фильм снят о Бунине, о его эмигрантской жизни, о любопытных фактах его биографии, и конечно, о любви. Я не могу оспорить этого. Потому как каждая минута фильма и изображенной там жизни вращается вокруг Ивана Алексеевича. Внимательный зритель видит в нем обычного мужчину с его животными потребностями, писателя, знающего себе цену, творческого человека с взрывным характером, эмигранта, глубоко страдающего по своей России, и, наконец, гения с его любимым одиночеством. Это то, что преданно ему всегда, что не поменяет ориентации, никогда не полюбит другого и не уедет в Америку, что не принесет революции, не изменится, а только поможет создать его великие произведения. Гений и одиночество не могут существовать друг без друга – но разве только это хотел сказать Алексей Учитель в своей драме-биографии?

Любое произведение искусства нужно читать между строк. Лично я там увидела женщину с именем Вера. История, которую она написала о своем муже, ровно как и его жизнь, стала такой благодаря ней. Дневниковая исповедь жены гения – не просто форма подачи истории: это формула жизни. И вывести ее способна женщина с вселенской силой любви и терпением, которого, возможно, не хватило первой женщине земли – Еве. Отнюдь я не стремлюсь идеализировать Веру Николаевну. Я говорю о чувствах, которые увидела и поняла. Их нужно увековечить не просто на пленке, но в сердцах. Кто знает, сколько еще гениев может быть спасено от глупых поступков, пьянства, болезней, разгулов. Ведь гении беззащитны и необъяснимы, как дети. И если продолжать сравнение, то Вера Николаевна была плацентой, сферой, которая прятала Бунина от абсурдного, неспокойного мира.

Теперь пора перейти к менее оспоримым вещам, а именно к интересной актерской и операторской работе. Образы героев, которые "несли" в себе теперь уже известные многим Андрей Смирнов, Галина Тюнина, Ольга Будина и Евгений Миронов, стали серьезным творческим достижением в работе каждого. На кинопремии "Ника" в 2000 году Андрей Смирнов был признан лучшим актером именно за фильм "Дневник его жены". Роль Лени Гурова, которую сыграл Евгений Миронов, помогла ему получить статус по-настоящему талантливого актера. Все образы главных героев были "пронесены" до конца фильма, без фальши и очень реалистично. Станиславский бы точно поверил каждому из них, а еще посочувствовал бы и переживал вместе с ними. Хвалу и честь также стоит отдать сценаристу Дуне Смирновой за мастерское построение диалогов. Многозначность ситуаций и реплик героев, неслучайная обстановка вокруг, ни одного лишнего слова и кадра – отчего фильм воспринимается как живой организм. "Я Вам хочу давно сказать... зачем он Вам нужен, он не ценит Вас. Поедемте со мной…" – признается Леня, заматывая клубок ниток. На что Вера Николаевна отвечает: "Слушайте, а это Ваш носок я зашиваю или не Ваш? Что-то я совсем запуталась".

Путается в этой истории все: любовь, ненависть, творчество и скука, Франция, Россия, люди и животные. Никто и не спорит, что жизнь человека проста и удобна. Главное, чтоб она была наполнена чем-то настоящим. Любви Веры Николаевны нужно быть достойным. Достоин ли ее Бунин, я не знаю. Он слишком сдружился со своим одиночеством. Концовка фильма не случайно обрывается на начале нового этапа жизни возможно прозревшего Бунина. Режиссеру было важно сказать, что схватка между любовью и одиночеством для великого творца всегда заканчивается поражением первого, что даже эта редкая степень любви и вера в нее все же окажется ненужной гению.