ОТ КУЛЬТУРЫ ДО КУЛЬТА

Газета "Известия"
1999
Валерий Кичин

В столице показали главный кинопроект года

В Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Смоленске проходят Дни культуры Белоруссии. Начались они, как известно, победным выходом на хоккейный лед президента Александра Лукашепко с клюшкой, продолжились его визитом на премьеру балета "Страсти". В Доме Ханжонкова титром "Под патронажем Президента Республики Белоруссия Александра Лукашенко" начался фильм "В августе 44-го" – самый амбициозный и дорогой проект белорусского кино, осуществленный при государственном участии России.

На вопрос "Известий" о бюджете фильма заместитель министра культуры Белоруссии Юрий Цветков ответил, что по договору Россия взяла на себя 70% расходов, но окончательная сумма пока неизвестна: перед нами своего рода полуфабрикат, еще предстоит найти деньги на "долби" и на окончательный монтаж (продюсер Владимир Семаго надеется, что 4 мая на премьере будет показан более динамичный вариант). На "Беларусьфильме" снимается 4-5 фильмов в год, и столь крупный проект заставил сократить бюджеты его соседей.

В программе фестиваля название фильма – "Момент истины". В титрах значится "В августе 44-го". В разнобое отразился конфликт между кинематографистами и писателем Владимиром Богомоловым, снявшим свое имя с титров. Режиссер Михаил Пташук пытается быть корректным по отношению к автору: "Мы начинали рука об руку, спор между нами выдуман группой журналистов, фильма Богомолов еще не видел и не может о нем судить". Что, однако, не помешало писателю выступить в одной из белорусских газет с серией статей, где он резко критикует картину, – стало быть, что-то видел.

Двухчасовая киноэпопея производит двойственное впечатление. Студия "Беларусьфильм" многие годы предоставляла свои мощности западным киногруппам – новый опыт чувствуется в картине Пташука. Для него это заметный рывок вперед: монтаж стал динамичней, кадр обрел объем, движение камеры – ритм, эпизодические персонажи – острую характерность. От большого голливудского стиля лихие автогонки на полуторках, чистенькие, только что с плечиков гимнастерки солдат, не потревоженные боем шевелюры и безупречная красота операторской работы (Владимир Спорышков) – но это нам знакомо и по стилю советскому.

Роман Богомолова в 70-х стал культовым, он предлагал новую меру правды. Сегодня, дитя своего времени, он читается иначе. Вот и фильм существует в равнонаправленных потоках. Режиссер уже понимает законы жанра и меньше озабочен законами идеи. Но диалоги остаются фальшивыми. "Без четверти четыре! Можно предположить, что диверсанты условились здесь встретиться!" – в таком штиле общаются рыцари СМЕРШа, но так не говорили даже во времена "Подвига разведчика". Режиссер явно опасается разгневать писателя и буквалистски следует его ремаркам, внешним характеристикам. Но искомый динамизм разрушается аморфностью фабульного движения, сверхзатянутой экспозицией, обильной и скучно процитированной документацией.

Это детектив. В только по освобожденной Западной Белоруссии группа контрразведчиков под командованием капитана Алехина должна найти радиопередатчик, передающий из тыла секретные сведения о планах наших операций. Трое – Алехин. Таманцев и Блинов – не спят, обшаривают леса, заваленные трупами и брошенной техникой. Пока не выходят на след и в великолепном психологическом поединке не берут врага с поличным. Актерски сделано очень крепко. Алехин – одна из лучших работ Евгения Миронова (хотя ключевая сцена проверки становится блестящим, но концертным номером), психическая атака у Владислава Галкина без всяких монтажных допингов заставляет ухватиться за ручки кресел. Оба дают картине современный эмоциональный импульс, лаже несмотря на архаику текста. Мы получили фильм, где сильный герой уже способен существовать по законам собственных убеждений, а не идейных установлений свыше.

Он способен, но ему не дают. Большой советский стиль срочно вводит в действие самые расхожие из своих штампов. Является Сталин – как принято, сначала спиной к нам (зрители сжимаются от самой идеи власти), потом вполоборота к вытянувшейся в струнку челяди. Мы с пониманием – так задумано и снято – выслушиваем его указание в стиле "Ни шагу назад, иначе трибунал", воодушевленные классическим советским импульсом – страхом наказания – герои свершают чудеса, в двадцать четыре отведенных им часа вылавливают диверсантов и освобождают поле действия нашим победоносным войскам.

Эго уже совсем в духе патронажа, обозначенного вступительным титром. Помахать кнутом и поманить пряником, устрашить прессу и поиграть для народа в хоккей, погрозить России пальчиком и укрепить с ней дружбу.