В ТЕНЕТАХ ШПИОНАЖА

Газета "Вечерняя Москва" №13
22.01.2001
Алла Боссарт

Белорусские киношники присягнули на верность батьке Лукашенко

"Бабушка приехала!" – кто из читавших "Момент истины" (роман, больше известный как "В августе 44-го") не помнит этого нелепого, как все пароли, кода, означающего, что группа диверсантов и изменников Родины захвачена? Протест Владимира Богомолова против экранизации его знаменитой прозы стал уже доброй традицией. На Витаутаса Жалакявичуса автор аж подал в суд (на стадии несмонтированного материала).

Новую версию "Августа..." – фильм Михаила Пташука Богомолов забраковал вообще не глядя. Запретить он его не смог – картину опекал сам батька Лукашенко. Но имя свое с титров снял. Начальные титры выглядят довольно странно: "Под патронажем президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. "В августе 44-го". По одноименному роману".

"Это чей роман-то?" – спрашивают которые помоложе и думают, что Солженицына. Впрочем, молодежи на открытии Дней белорусского кино практически не было, кроме солдатиков в камуфляже, которых пригнали в Дом Ханжонкова, видать, в целях политучебы. А вот прессу, напротив, после предварительной пресс-конференции из зала стали выгонять.

Ну, у нас тут не Белоруссия. Кто смел, тот и сел. Нет, старикам с билетами, конечно, места уступали. А стариков было много. В основном они-то и были. Потому что могучий роман Богомолова остался с теми, кто научился читать до 1974 года.

Если Владимир Осипович Богомолов действительно, как утверждают, фильма не видел, то это большая удача. Грозный ветеран и немало натерпевшийся от старой власти прозаик избежал как минимум инфаркта. И имя снял правильно, хоть и превентивно. Помните, что ответил Мастер Ивану Бездомному на вопрос, какие тот стихи его читал, что они ему так не нравятся. "Да никаких! Но будто я других не читал?" А дальше между ними состоялся такой поучительный разговор: "Хороши ваши стихи, скажите сами?" – "Чудовищны!" – вдруг смело и откровенно произнес Иван". Мы, критики, народ пытливый. Мы не можем так прямо спросить на прессконференции: "Ну, сами скажите, Михаил Пташук, хорош фильм-то ваш?" Нет, мы будем стоять в проходе, мучиться два часа, но непременно смотреть своими глазами. А с другой стороны, ни один ведь режиссер сроду правды не скажет. А тем более продюсер. "Что, Володя, – могла бы я спросить по старой студенческой памяти у продюсера Владимира Семаго, – не подсказывает ли тебе художественное чутье, что некоторая лажа отчасти имеет место?" Но я ничего такого не спрашиваю, а честно иду и смотрю.

И что же я вижу? Я вижу, что от романа остались рожки да ножки. Что блистательно прописанные Богомоловым характеры, сюжетные ходы, философия отношений, а главное – большая, настоящая историческая и художественная правда, которая сделала "В августе 44-го" бестселлером 70-х, когда правда была в дефиците, – растворились в шпионских страстях. В суетне трех контрразведчиков – охотников за вражеской рацией, спрятанной в белорусских лесах.

Почему по определению не могли быть хороши стихи Бездомного и тысячи строк-близнецов, часто написанные талантливыми людьми? Потому что это были ведь не стихи как таковые, а рифмованные расписки в своей благонадежности, лояльности. Люди, затеявшие экранизацию романа о СМЕРШе, разумеется, ориентируются в моменте. Все мы знаем про любимый фильм нашего президента. Все мы в курсе сегодняшних приоритетов. Но не все следуют этому курсу. Однако кто вписался – должен, конечно, расписаться: внятно и четко присягнуть на верность.

И для этого очень удобно взять такую глыбу, как "В августе 44-го", и наподобие Микеланджело отсечь от нее все лишнее: боль, горечь, разочарование, противоречия, смятение – все эти, как говорит один профессор ВГИКа, "нравственные заморочки". Перекрыть живой ток крови и оставить необходимое и достаточное – мушкетерскую романтику особого отдела, назвав ее "Момент истины". Трое обаятельных парней – Евгений Миронов (Алехин), Владислав Галкин (Скорохват) и Юрий Колокольников (Блинов) вполне решают эту задачу. Ни Беата Тышкевич, ни Алексей Петренко, ни даже Сталин с человеческим лицом Рамаза Чхиквадзе ничего тут уже не прибавят и не убавят.

Короче, как с затаенной улыбкой в пшеничных усах сообщает под занавес штабной радист-шифровальщик (кинематографическая гастроль В. Семаго), "Бабушка приехала".

Кланяется дедушке с Лубянки.