НАША БЕЛОРУССИЯ В НАШЕЙ РОССИИ

Журнал "Эксперт" №3
22.01.2001
Михаил Малыхин, Анна Наринская

... "В августе 44-го" – качественный триллер, без претензий на исторические и философские обобщения. Отсутствие таких претензий, которые что в отечественном, что в американском кино неизбежно оборачиваются если не пошлостью, то, во всяком случае, занудством, дает возможность блестящему актерскому составу показать себя с самой лучшей стороны. Евгений Миронов, Алексей Петренко, Александр Феклистов получили возможность не с трагическим видом смотреть в объектив или произносить возвышенные монологи, а играть. И они использовали эту возможность на все сто. И если маститый Петренко делает свое дело ровно на том высоком уровне, которого мы от него ждем, а задействованные в эпизодах Беата Тышкевич и Виктор Павлов ведут свои крошечные роли с достойной их репутации яркостью, то игра Евгения Миронова, исполняющего главную роль разведчика Алехина, поражает тонкостью и внутренним юмором, напоминающими экранные образы Василия Шукшина. Мироновский Алехин поначалу похож на играющего в казаки-разбойники мальчишку, в себе уверенного и собой довольного, но чем тяжелее ложится на его плечи груз ответственности, чем плотнее сжимается вокруг вражеское кольцо (с одной стороны, предательская шпионская организация, с другой – бездушное начальство вплоть до забавно сыгранного Рамазом Чхиквадзе Сталина), тем сильнее проявляется хрупкость и незащищенность этого мальчишки, решившего, несмотря на смертельную угрозу, доиграть игру до конца.

Картина снята на неслыханную в Белоруссии сумму в 3 миллиона долларов. За эти деньги она выглядит, как голливудские картины с бюджетами большими, по крайней мере, раз в двадцать. Солнечные лучи красиво падают сквозь листву, модели автомобилей соответствуют времени, а бесконечные шеренги солдат покорно маршируют сквозь кадр, навевая грустные мысли о суточных массовки здесь и за океаном.

Такой редкий не только в белорусской, но и в российской кинематографии бюджет помог собрать коммунист и бизнесмен Владимир Семаго, значащийся в титрах продюсером. Часть денег он даже взял под собственную ответственность в банке. Наверное, за это его сняли в одной из эпизодических ролей. Надо признать, что военная форма бывшему думцу весьма к лицу.

Главное достоинство фильма – его интересно смотреть – уже стало причиной скандала. Автор романа "В августе 44-го" Владимир Богомолов снял с титров свое имя, мотивируя это тем, что из его замысла сделали "какой-то вестерн". Правда, писатель известен своей сварливостью. В свое время он, приводя те же доводы, добился того, что известный режиссер Витаутас Жалакявичус был вынужден бросить съемки фильма по его роману.