НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ

zhurnal.ru
Екатерина Сальникова

Фильм "В августе 44-го" снят Михаилом Пташуком по роману Владимира Богомолова, известного еще под названием "Момент истины". Пожалуй, из всей нашей военной прозы это одно из самых увлекательных произведений, потому что оно максимально приближено к жанру детективного расследования. Режиссура Михаила Пташука старается добавить к достоинствам романа еще и визуальную эффектность, а заодно и солидный состав исполнителей. Результаты получаются и завидные, и плачевные. Смотреть интересно – но непонятно. Нить повествования то и дело теряется в смелой динамике монтажа. Звездам в кадре тесно – а развернутых характеров почти нет. Пташук показывает не суть борьбы сотрудников СМЕРШа ("Смерть шпионам") с диверсантами, а то, как она здорово выглядит.

Крупные планы выхватывают волевые, покрытые пылью, потом и копотью войны, лица солдат и офицеров. Вот в долгом крупном плане возникает продолговатая башка крестьянина-горбуна в суконной шапочке с ушками – и этот типаж сразу придает всему колориту западноевропейский оттенок. В России таких шапочек, бесцветных глазок и такой формы черепа никогда не водилось. В общем, Белоруссия, рядом Польша. Шумит многократно усиленное и как бы "приближенное" к зрителю частое тяжелое дыхание героев, которые прочесывают лес и вдыхают зловоние разлагающихся трупов. Алеют пятна свежей крови на яркой зеленой листве. Белеет неправдоподобно чистая рубаха девушки, рыдающей над телом обожаемого любовника, только что застрелившегося приспешника фашистов.

Эпизодические фигуры затмевают магистральных героев. Тут и Альберт Филозов в роли эксперта в мятой панамке и светлом кургузом плащике. Персонаж появляется минуты на две, чтобы рассортировать вещдоки – зеленые огурцы. Не менее блистательно отвлекает от сути событий Виктор Павлов, играющий перепуганного начальника склада. Чуть надменная, но безупречно вежливая полячка в исполнении Беаты Тышкевич выглядит как одна из героинь первой величины. Но и она тоже появляется в картине один раз. Слишком многого ждешь от героя Алексея Петренко, приезжающего оперативно активизировать задержание преступников. Он успевает прокричать в телефонную трубку монолог о нецелесообразности форсирования событий. Запоминается, как дрожит небритый подбородок, как блестят беспомощные и упрямые глаза. Смысл же его несогласий с начальством невольно отступает на второй план. События несутся мимо людей. Кроме Блинова (Юрий Колокольников), Таманцева (Владислав Галкин) и Алехина (Евгений Миронов), этой тройке из СМЕРШа, никому так и не удается прорваться в главные герои.

Вся эклектика идеологии картины дает себя знать в двух афористичных, с легким комизмом, репликах. Первую произносит Сталин (Рамаз Чхиквадзе): "У нас так много разных органов. И мы не можем поймать трех человек. Почему?" Вторая принадлежит капитану Алехину, инструктирующему случайного участника операции: "Стрелять только по конечностям, даже если тебя будут убивать". Лояльность к власти и невольная ирония в ее адрес непротиворечиво уживаются.

Последняя кульминация – задержание банды шпионов во главе с некто Мищенко (Александр Балуев) – наконец слегка проясняет, о чем получился фильм. О средствах ведения войны уже после войны, на уже освобожденной, "мирной" территории. Умный проницательный Алехин виртуозно строит из себя тупоголового патрульного, общаясь с неприятелем. Тут слишком много от этюдов, приличествующих студенту ВГИКа и даже ГИТИСа. Таманцев с неменьшим рвением разыгрывает истерическую ярость. Преступников пытаются "расколоть" на месте артистическими средствами. Перед уничтожением шпионов втягивают в долгий спектакль про их виртуозное задержание. У Богомолова деятельность СМЕРШа увлекала "штучным" отношением к врагам. Диверсантов и шпионов Богомолов обрисовывал с уважением и временами даже со справедливым восхищением – они были негодяями, но незаурядными профессионалами. У Пташука на портреты шпионов не хватает ни времени, ни пленки – акцентируется только профессионализм "наших". Они талантливые. И дедуктивным методом в духе Шерлока Холмса владеют. И психологическую атаку вести умеют. Но по-настоящему помогает в деле только меткая стрельба. Герои пробовали сражаться с диверсантами, как принято в детективных историях. Но сподручнее – как в боевиках. Поэтому как детективный триллер фильм провалился, а как боевик – удался. На войне – как на войне.